Бухие художники в бухте бухтели

Идешь себе спокойно по тропинке и вдруг набредаешь на вращающуюся траву. А если наткнетесь на галерею фаллоимитаторов, помните - это не сон извращенца, а всего лишь арт- проект. И самогон вокруг…




Одно из самых забавных мероприятий лета началось в минувшую пятницу, 29 августа и длилось три дня. Говорят, и в следующий уик-энд продолжится. Но по порядку.

Взрослые, известные и почти вменяемые люди организованно собрались в Бухте Радости, дабы доказать миру, что Чайковский – никто, Малевич – скучный формалист, а Тарковский – ремесленник. На открывшемся в солидном пансионате "Клязьминское водохранилище" втором фестивале "АртКлязьма" было представлено скопище того, что называется современным искусством. Все, на что способен отечественный и не только авангард, собрано здесь: перфомансы, хеппенинги, инсталляции, мультиинсталляции и прочий арт-треш к вашим услугам. Впечатлительные граждане хватаются за сердце, сторонники традиционного искусства ругают тусовку авангардистов обидными словами, а поп-арт отдыхает.

Праздник души и свободного искусства открылся в шесть вечера грандиозным фейерверком, какие и в день Победы не на каждой окраине запускают. К этому моменту отчетливо выделилось два центра скопления народу на территории пансионата. На берегу хранилища, на фоне дорогих яхт, божественного заката и впечатляющего салюта развернулось торжество искусства.

Около двухсот деятелей искусства, так или иначе ответственных за творящийся на побережье паноптикум, в числе которых такие мэтры, как Сергей Кулик, Дмитрий Александрович Пригов и Александр Бродский, собираются небольшими группками, обходят весь пляж и, доведенные до должной кондиции, нахваливают творчества друг друга. На берегу с дивной скоростью возводят экран, ставят проектор и на радость разгоряченным зрителям показывают видеоколлаж от иностранца Джеффри Дейча, полный весьма специфических гэгов и затыкающий по этому параметру самый забористый кинематографический треш – "трешовее" просто не бывает. Одновременно публику до колик смешит перфоманс "Куда дует ветер" группы "Программа Escape", или попросту правильно организованный живой стриптиз с использованием флюгера в качестве шеста.

Но все же в бухте доминировало неживое искусство. У самого входа ошарашенных посетителей встречала коллекция аккуратно расставленной старой обуви, от кирзовых сапог до лыжных ботинок. С первого взгляда это обувное поле можно принять за простое пансионатское бюро находок, но нет, это, видите ли, уже инсталляция. Между тем, было обещано, что по окончании фестиваля обувь будет распродана на аукционе: спешите, у вас есть еще шанс купить роскошные гетры а-ля Паниковский.

По мере того как темнеет, огнями озаряются основные очаги искусства. Так, маняще светится, будто терраса средиземноморского отеля, сложенная на деревянных сваях картинная галерея. Выставленное там актуальное изобразительное искусство по-своему занимательно, но несколько однообразно. В основном это минималистические скетчи на любимые митьковские темы, вроде зарисовок водочки, стопки и грибочков в разных сочетаниях или космополитичной картины "Казаки и ацтек – братья навек".

На фоне этого разгула мить-арта выгодно выделялась серия фотографий в электричке, выполненная Лизой Каццато. Однако по большей части на побережье красовались инсталляционные, "многомерные" экспонаты. Рядом с картинной галереей раскинулись три занятных то ли юрты, то ли палатки. В одной крутилась видеоинсталляция Айдан Салаховой - голый живот очень жирной турчанки, исполняющей свой знаменитый танец в экране, расположенном прямо на потолке.

Другая – сооружение Тотана Кузембаева "Взаимовлияния" – содержала внутри ровный слой битых бутылок и гордо возвышающийся в центре телевизор, показывающий лишь помехи.

Третья, оказавшаяся экзотической баней, больше всего привлекала слегка озябших на вечернем пляже зрителей. Множество экспонатов наполовину погружены в клязьминскую воду. Над водой возвышаются оформленные Татьяной Пановой стул и торшер, а также манекен в гидрокостюме от Гоши Острецова. Немного в стороне зрителей шокировал проект "Удмуртский миф" Анджелы Арсинкей, представляющий собой утопленный в канаве картонный макет девушки в национальном одеянии, испускающий пузыри.

Насколько зрителей впечатлили помпезные проекты, настолько же и удивили многочисленные спрятанные тут и там инсталляции. Последних было так много, что появилось стойкое ощущение опасности пребывания на территории пансионата. Идешь себе спокойно по тропинке и вдруг набредаешь на вращающуюся траву. Не волнуйтесь, это не у вас головокружение – это "Круг" Кирилла Александрова. Как наткнетесь на раскинувшуюся на поляне галерею фаллоимитаторов – помните, это не сон наркомана-извращенца, а всего лишь проект Николая Вавилова "Просто грибы". Среди прочих сюрреалистических сюрпризов можно было найти и сохранившиеся еще с прошлогоднего фестиваля композиции, например, занятный "Леса в лесах" арт-группы "Обледенение архитекторов", представляющий из себя строительные леса прямо на живых деревьях.

Путешествие по окрестностям сопровождалось раздающимися тут и там концептуальными аудиозаписями: ну совсем Зазеркалье.

Особняком стоял другой очаг жизни – раскинувшаяся на полдороге от ворот пансионата к пляжу плетеная деревня "Арт-базар, или Новый Троекуров", спроектированная, пожалуй, самыми успешными по предварительным итогам фестиваля арт-мейкерами Николем Полисским и Александром Пановым. Среди телег и вигвамов предприимчивые селяне устроили для всех желающих настоящий пир: от желающих, как гласило меню, "обожраться за 150 рублей" и отведать наиболее соответствующего атмосфере праздника напитка – самогона - не было отбоя. Как сказал один из посетителей, "это красиво, но это забегаловка": многие, например, тусовка видных кинематографистов, предпочли инсталляции костру, гитаре и самогону. А на берегу тем временем была дискотека. После часа танцевальных шлягеров на сцену, сооруженную на пришвартованной к берегу барже, вышла группа "Корабль", развлекавшая всех своими громыхающими незамысловатыми песнями.

Сказать, что праздник удался, будет слишком банально, да и мелочно. Куратор фестиваля Владимир Дубоссарский должен плясать от счастья: по размаху и популярности эта выставка опередила любой российски авангардистский междусобойчик. А на следующие выходные в Бухте Радости обещают свежие инсталляции, новую живую музыку и настоящих митьков.

Приезжайте, самогону хватит на всех.

Выбор читателей