Связался черт с младенцем…

Полным ходом идет презентация новых изданий на XVI Московской международной книжной ярмарке. "Yтро" продолжает публиковать обзоры книг, наиболее приглянувшихся нашим обозревателям




Карлов Б. Игра, или Невероятные приключения Пети Огонькова на Земле и на Марсе: Роман-загадка для взрослых и особо продвинутых детей. – СПб: Амфора, 2003.

Петербургский писатель Б. Карлов, известный читателям как автор новых приключений Незнайки, создал новую книгу, позиционированную им как роман-загадка – в двух частях с эпилогом. И если первую часть я прочла напомах и с восторгом, то к концу второй зародившееся в определенный момент недоумение переросло в уверенность, что меня жестоко надули и бессовестно провели!

Завязкой романа служит встреча пятиклассника Пети Огонькова и карточного джокера, или просто черта, который представляет Пете его собственные Достоинства и Недостатки – мультяшных персонажей с ярко выраженным амплуа. Затевается игра, главным действующим лицом в ней становится Петя: он должен в тех или иных житейских ситуациях проявить определенные качества, исходя из которых ему засчитывается очко. Короче говоря, Недостатки играют против Достоинств, и выигрышем является исполнение трех Петиных желаний. Классическая детская книжка в современной упаковке! – решила я на первых страницах. Согласитесь: идея о том, чтобы превратить скупую мысль о "чувствах, играющих человеком" в красочную метафору, не лишена оригинальности и заслуживает творческого подхода. Собственно говоря, я и читала-то только потому, что мне интересно было следить за счетом в игре. Довольно-таки банальная сюжетная мотивация, однако игра, и, главное, условия, при которых зарабатываются очки – это единственная увлекательная нить романа. Похоже, загадка романа в том и заключается, чтобы определить, за что очко, то есть какому именно Недостатку-Достоинству потрафил Петя на этот раз.

Надо сказать, что в первом же раунде игры Петя совершает глупость посредством волшебной палочки и становится маленьким трехсантиметровым мальчиком, оставаясь таковым до конца повествования. Вполне добротный, многократно отрепетированный сказочный ход дает возможность автору поместить своего героя в обстоятельства, связанные с нешуточным риском для жизни: например, он попадает в лапы аферистов, пытающихся украсть с выставки алмаз. Внимание читателя порой накаляется добела, адреналин катарсического свойства, тот, который вгоняется в кровь творческим усилием автора, играет вовсю. Но это происходит только в первой части книги.

Поскольку роман адресован также и совершеннолетним читателям, "взрослая" тематика проявляется (в первой части) в виде биографических зарисовок из жизни бандитско-богемной петербургской среды. Получается этакий литературный коктейль: Булгаков, но без мистико-поэтического лиризма, Крусанов, но без виртуозного словоплетения, Болмат, но без беллетристического нарциссизма. Ну не может петербуржец обойтись без всей этой антикварной мишуры, как москвич не мыслит книги без торгово-экономического околосюжетного орнамента, ауры роскошной жизни в мире акул большого бизнеса, и с этой местечковой ограниченностью приходится volens-nolens смириться. Однако уже на подступах к границе первой части стало понятно, что увлеченность автора богемным бытописательством значительно мешает делу и, удлиняя текст чуть ли не наполовину, обрезает ему крылья. Петя, ау, где твоя игра?

В той же первой части появляется еще один многообещающий сюжетный ход, впоследствии наполовину забытый. Повествование движется по двум линиям: то, что происходит в мире больших людей, которые ищут пропавшего мальчика, похоже на детектив (куда ж без детектива в современной детской прозе?), а то, что происходит с Петей, похоже на бег с препятствиями в психологическом универсуме, на авантюру, постоянно требующую Поступков и Решений, поэтому пересечение двух линий, мира взрослых, живущих своей жизнью, и мира напряженно "работающего над собой" Пети, порождает у закосневших в повседневности взрослых нервные срывы и истерические реакции. Единственным человеком, у которого не возникает невротического синдрома, является лейтенант Яблочков, которому поручено разыскивать пропавшего мальчика. Яблочков представляет из себя типичного положительного героя, без сучка, без задоринки, и можно было бы назвать его ходульным, не будь вся книга построена на перетасовке типов, аллегорических фигур и стандартизованных литературных персонажей, вроде лабающего саксофониста, упорного и туповатого киллера восточного происхождения, целеустремленного школьника-карьериста Славика Подберезкина. Так вот, хороший человек лейтенант Яблочков, в силу чистоты своей души или по каким еще причинам, встречается с Петей в своих снах, то есть допущен к тому действу, которое разворачивается как игра Достоинств и Недостатков. Во второй части книги его на этом посту сменяет суперагент Пятого рейха Фриц Диц, по ходу дела перевоспитывающийся в "правильного" агента российской ФСБ.

Впрочем, вторая часть книги настолько проигрывает по сравнению с первой, что о ней не хочется писать. Из более-менее "детского" роман Б. Карлова становится совсем уж "взрослым", и в лихо навороченном триллере с кровью, сексом, фашизмом, пытками и спасенным в последний момент от гибели миром трогательная психологическая игра Достоинств-Недостатков либо совсем теряется, либо приобретает статус случайного двигателя сюжета, с наспех прилаженной ходячей моралью, от которой, пардон, тошнит.

Естественные декорации художественной прозы, то внутреннее пространство книги, которое должно развиваться как живое, органическое существо по собственным законам, превращается в мертвую бутафорию ходульных образов и ситуаций, стандартный набор паттернов шпионского чтива. И живые, в смысле психологической достоверности, ситуации выбора, в которых оказывается герой, постепенно скатываются к штампам абстрактных нравственных заповедей, не имеющих к судьбе пятиклассника Пети почти никакого отношения. Чтобы правильно ответить на заключительные вопросы джокера, ему нужно уже не пережить ответ, а угадать его, воспользовавшись "банальной эрудицией" - строганиной из прочитанной по программе классики. Куда, скажите на милость, подевался внутренний мир несчастного Пети и его, и только его, проблемы? Которые и могли бы сделать книжку шедевром детской литературы, не будь они так тщательно замазаны треском выстрелов и бренчанием надуманных мировых катастроф! Фантазия, что ли, у автора, иссякла, или он сам себя похоронил в фабульной множественности своего романа, в той плоской экшн-динамике, которая с успехом заменяет подлинную многомерность прозы на конвейере, производящем массовую макулатуру?

Выбор читателей