Разносторонне недоразвитый Евросоюз

Наступивший год станет для Европейского союза настоящим испытанием на прочность. И на растяжение. Экономический застой и политическая неразбериха в ЕС не прибавят стабильности европейской валюте




Наступивший год станет для Европейского союза настоящим испытанием на прочность. И на растяжение. Причем практически все испытания выпали на период председательства в ЕС Ирландии – страны, не обладающей особым авторитетом Олимпе Евросоюза.

В наследство от предыдущего председателя – Италии – ей досталась огромная куча проблем. Самая злободневная из них – не принятая конституция ЕС. Ее проект, с таким старанием подготовленный опытными политиками и правоведами Европейского Конвента, потерпел фиаско. А как хотелось Берлускони, чтобы этот эпохальный документ был подписан в период итальянского председательства, в Риме, как и договоры об образовании Европейских сообществ почти полувековой давности! Тогда Вечный город еще раз подтвердил бы свое призвание быть колыбелью европейского единства. Но увы! Декабрьский саммит принес "римлянам XXI века" одни разочарования: европейские государства не смогли договориться о главном – о том, готовы ли они признать свой Союз федеративным, и о том, как распределить голоса стран-членов для принятия важнейших решений.

До настоящего момента голоса распределяются непропорционально населению стран: чем меньше страна, тем больше у нее голосов относительно численности жителей. Так было заведено изначально, чтобы мелкие члены ЕЭС/ЕС обладали хоть каким-то весом в механизмах этой организации. Но теперь мелких и средних развелось пруд пруди, и речь уже заходит о том, чтобы защитить интересы "локомотивов" Европы. В худшем положении оказался главный донор ЕС – Германия: поскольку ее население самое многочисленное в Европе, то его голоса оказались самыми "дешевыми". В евроконституции решили исправить эту несправедливость: предусмотреть механизм голосования "двойным большинством", т.е. для принятия решения необходима его поддержка более чем половиною стран ЕС, притом что эти страны представляют не менее 60% населения Евросоюза. Такая система будет не только более справедливой, но и работоспособной в условиях 25-членного Евросоюза.

Помешало одно эпохальное (или роковое) совпадение: одновременно с принятием конституции, ЕС принимает в свои ряды новые государства. 1 мая этого года десять стран Восточной и Южной Европы окончательно и бесповоротно вступят в Евросоюз, причем соответствующие договоры с ними были подписаны за год до этого. Последнее обстоятельство и стало загвоздкой для конституции: новички, не успев еще переступить порог европейского дома, но уже получив право участвовать в "тусовках", стали качать права. Польша нашла себе единомышленника из числа "старожилов" – Испанию, и они вдвоем возглавили "фронду" против новой системы голосования. Почему? Все очень просто: по Договору Ниццы 2000 г. Испания имеет практически столько же голосов, сколько могущественная Германия. Столько же будет и у Польши. Конечно, Люксембургу или Мальте, по большому счету, не так важно, будет у них чуть меньше или чуть больше голосов – в любом случае их будет маловато для того, чтобы всерьез влиять на европейские дела. Но вот для средних стран, особенно "недотягивающих" в плане экономического развития, этот вопрос актуален, ведь сейчас они могут потягаться с самыми мощными державами Европы, пусть не экономикой, так количеством голосов! Потягаться – и сообща одолеть.

Неудивительно, что обделенные голосами доноры (в первую очередь, ФРГ) в ответ на такую постановку вопроса со стороны тех, кому, собственно, они помогают, заявили, что сократят отчисления в союзный бюджет. Сейчас все страны отчисляют туда 1,24% своего ВВП, а Германия (совместно с Францией, Великобританией, Австрией и Голландией) предлагает урезать эту цифру до 1%. Это приведет не только к сокращению различных программ ЕС, но и создаст прямую угрозу всему европейскому проекту. Ведь Европа успешно объединяется благодаря тому, что сильные "подтягивают" отстающих. Если перестанут это делать – о единой экономической политике, валюте и прочих достижениях можно будет забыть.

Между тем в экономике ЕС дела обстоят не лучше, чем в политике. ВВП растет еле-еле (в прошлом году – на 1%), экономический локомотив – германская экономика – по-прежнему чихает и буксует. "Налоги слишком высокие, а социальная система слишком щедрая", – так объясняет ситуацию директор МВФ Хорст Кехлер. Нужно реформировать пенсионную систему, создавать единый прозрачный финансовый рынок, согласовывать друг с другом системы налогообложения... Картину окончательно испортила подлая американская валюта, которая падает себе и падает, подрывая европейский экспорт и провоцируя рост импорта. Сплошное расстройство. А ведь в этих условиях придется обсуждать бюджет ЕС на 2007-2013 годы!

Прибавьте "до кучи" такие проблемы, как отсутствие единства в отношениях с США (одни поддерживают, другие "фрондируют"), усилившаяся "кулуарность" европейского политического процесса (все больше решений принимается в узком кругу лидеров ведущих стран ЕС). Увеличивается число официальных языков Союза, в связи с чем система договоров непомерно разрастается за счет аутентичных переводов, а расходы на переводчиков обещаю превысить 1 млрд евро в год. А еще грядут выборы в Европарламент и приближается окончание срока полномочий нынешнего состава Европейской комиссии (правительства ЕС). В общем, мало не покажется не только Ирландии. Непонятно буквально, за что хвататься...

Но чем хорош амбициозный и "разносторонне недоразвитый" Европейский союз, так это тем, что в нем всегда найдется, за что ухватиться и что развивать. Не удалось одно – берись за другое. И вот, трезво оценив силы и авторитет своей страны и не желая стать крайним в политических разборках, ирландский премьер Берти Ахерн в своей программе председательства вообще "задвинул" политику. Он решил сосредоточить силы на экономике и откопал в еэсовском "загашнике" принятую в марте 2000 г. в Лиссабоне экономическую стратегию. Она поставила целью существенно либерализировать Общий рынок и создать в ЕС в течение 10 лет самую конкурентоспособную экономику в мире. С тех пор, правда, мало что удалось сделать для осуществления этой благой цели: начали либерализировать рынок железнодорожных перевозок и энергетики. Но сейчас, на фоне всеобщей усталости от конституционных баталий, экономическая тема зазвучала очень выигрышно.

К тому же Ирландия поставила на период своего председательства довольно скромные, а потому вполне выполнимые задачи, в первую очередь – завершить либерализацию железнодорожной сферы и газового рынка и придать четкие и "прозрачные" очертания рынку финансовых услуг ЕС. К слову сказать, у самой Ирландии неплохой опыт по части развития и либерализации экономики. Недавно ее даже называли "северным тигром": в 2001 г. ирландская экономика выросла аж на 12%, сейчас – уверенно превышает средний по ЕС уровень роста в 2-3 раза.

В общем, под предводительством Ирландии ЕС снова вспомнит об экономике. Многие рады такой смене приоритетов. Но многим не дают покоя конституционные страсти. Просто руки чешутся, как хочется подписать конституцию! Энтузиасты для этого готовы пожертвовать даже единством создаваемой федерации. Так, председатель Еврокомиссии Романо Проди заявил недавно о возможности формирования "двухуровневого Союза", состоящего из группы стран, принявших Конституцию, и всех остальных. Аргументировал он этот тезис очень образно: "Европейский поезд не может тащиться со скоростью самого медленного, двигающегося, как улитка, вагона". Канцлеру Шредеру и президенту Шираку тоже импонирует эта идея.

Возникает, правда, резонный вопрос: а могут ли вагоны двигаться с разной скоростью, оставаясь при этом одним поездом? Об этом Проди, очевидно, не подумал. А вот Берти Ахерн сразу просек всю пагубность "двухуровневого ЕС": он сказал, что эта концепция противоречит "самой идее солидарной единой Европы".

Однако, похоже, что даже позиция председателя ЕС не сможет угасить интеграционный порыв "евроэнтузиастов". Они ссылаются на опыт введения евро, в котором тоже участвовали не все. Теперь "не все" создают европейские вооруженные силы, "не у всех" будет и общая конституция. Зато другие "не все" активно поддерживают политику США, например, в Ираке. Печально, но Европа раскалывается, и чем дальше в лес, тем трещин становится все больше. Еще более печально, что конституция не объединяет треснувшее европейское единство, а вносит в него новую глубокую трещину.

Бедным европейцам можно было бы только посочувствовать – издали. Но и россиянам ЕС доставит хлопот. Еще толком не объединившись с Восточной Европой, Евросоюз уже оградил ее извне, лишив возможности легко и безвизово сообщаться с соседями, то есть с нами. Через несколько лет бывшие соцстраны станут шенгенскими странами. А в конце этого года в странах Шенгенского соглашения начнутся визовые ужесточения, цель которых – вслед за США перейти на биометрические визы (с отпечатками пальцев и цифровыми фотографиями). Обещают успеть с этим делом к 2006 году.

Кроме того, экономический застой и политическая неразбериха в ЕС не прибавят стабильности европейской валюте, так что евро в этом году может лихорадить. Для россиян это тоже неприятно, поскольку выходит, что бежать от падающего доллара совершенно некуда, кроме как в рубли. Что и говорить, суровый год...


Выбор читателей