Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Премия имени Ивана Петровича Белкина за лучшую повесть стоит особняком в этом ряду. Дело в том, что она – единственная в мире, названная по имени литературного героя, и даже не столько героя, сколько простого горюхинского помещика, "автора"-рассказчика хрестоматийных пушкинских повестей одноименного цикла.
Учредителями Премии имени Ивана Петровича Белкина выступили толстый журнал "Знамя" и издательство "ЭКСМО". Также следует сказать о том, что выдвигать кандидатов могут лишь редакции журналов и издательства, в отличие, например, от "Букера". И, самое главное: размер награды составляет $5 тыс. для победителя и по $500 – всем остальным финалистам.
Автор идеи премии – Наталья Иванова, один из известнейших критиков. О ней неспроста говорят, что она читала все из современной литературы. По ее словам, мысль о создании премии Белкина пришла к ней внезапно. Три года назад в свет вышел сборник статей знаменитого эссеиста Александра Гениса "Иван Петрович умер", Иваном Петровичем по случайному совпадению звали и того самого пушкинского Белкина. И Наталья Иванова, в свою очередь, решила доказать, что Иван Петрович жив. И жив, несомненно жив этот жанр, нетипичный для западной литературы, – повесть.
Премия имеет свое магическое число – пять, конечно же, по количеству составляющих в "Повестях Белкина". В финал выходит именно пять произведений, из которых лучшее выбирают опять же пять членов жюри. Каждый раз состав жюри меняется, сейчас в него входят критик Мариэтта Чудакова (председатель), телеобозреватель Владимир Познер, поэт Евгений Рейн, прозаик Алексей Слаповский и критик-достоевист Карен Степанян. Каждый из них – корифей своего жанра.
В Овальном зале Библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино прошла уже третья церемония вручения литературной премии имени Ивана Петровича Белкина. В этом месте, ставшем уже традиционным, в небольшом уютном помещении напротив Дома на набережной, собрались лишь немногие, цвет современной российской литературы и критики, а также журналисты, освещавшие событие. Всего было не более 150 человек.
Претендентами на получение награды в этом году стали Андрей Дмитриев ("Призрак театра"), Владимир Курносенко ("Прекрасны лица спящих"), Ирина Поволоцкая ("Юрьев День"), Валерий Попов ("Третье дыхание") и Михаил Тарковский ("Кондромо"). Отрадно сознавать, что москвоцентризм уступает свои позиции и столицу заставили подвинуться: так, Владимир Курносенко живет во Пскове, Валерий Попов – в Санкт-Петербурге, а Михаил Тарковский – и вовсе в далекой таежной деревне Бахта. Литература российской провинции вовсе не обитает где-то по краям, нет, она рвется в мейнстрим и весьма часто побеждает.
Это уже третья церемония награждения. Конечно, возраст пока небольшой, но само мероприятие стало настолько знаменитым, что сразу же выдвинулось на острие литературного интереса.
Действительно, русской литературе нужно помогать, ведь с 1991 г., с тех пор как она перестала быть рупором официальной идеологии, перед писателями встала проблема выживания. Поэтому многие авторы видят нелегкую альтернативу: или писать для души, но за копейки, или же погрузиться в массовую культуру, но это вряд ли можно назвать любимым делом. Число же тех, кто смог уложиться в это прокрустово ложе, ничтожно мало. Немногие пользуются "бесплатным советом", оброненным Григорием Чхартишвили (он же Б.Акунин): Yтром писать для себя, а после обеда – ради денег.
Затем настал черед "малых нобелевских речей", как окрестила выступления финалистов премии Н.Иванова. К сожалению, двое лауреатов – Владимир Курносенко и Михаил Тарковский – не смогли приехать, и за них выступили официальные представители.
Когда настал черед жюри, выступление Евгения Рейна вызвало, пожалуй, самую громкую и восторженную реакцию зала. Друг Иосифа Бродского иронично посетовал на то, что общий уровень произведений, предварительно представленных к прочтению членам жюри, оставляет желать много лучшего и что действительно достойных повестей как раз и оказалось пять, и все они, к счастью, все-таки попали в финальный список. "Кризис и депрессия поразили соседний жанр!" – эту патетическую фразу, произнесенную с сугубым ударением, все присутствующие встретили с нескрываемой улыбкой. К Рейну в его оценке присоединился писатель Алексей Слаповский. Он сказал, что далеко не всегда уровень отечественной прозы, что называется, стоит на должном уровне. "Как же, вот эта вещь, которую нужно прочесть, она опубликована издательством, вроде бы солидным, а начинаешь читать – за голову берешься: как это вообще могли напечатать! Имейте совесть!" – воскликнул он.
Однако в числе претендентов на награду оказались именно достойные представители литературного мира. Поэтому остается лишь порадоваться, что при таком разнообразии – как жанровом (вообще, сейчас определение повести, как и романа, довольно размыто, и нередко повестью называют и небольшие романы, и объемные рассказы), так и качественном, Литература восторжествовала.
Наконец, пришло время объявить имя победителя. В руках ведущей появился заветный конверт. $5 тыс. получил Валерий Попов, петербургский прозаик, с повестью "Третье дыхание" ("Новый мир", 2003, №5). Мало кто сомневается в том, что это произведение заслуженно получило награду. Многие критики говорят, что выбор жюри был вполне ожидаемым, а журналисты заранее знали об этом и начали поздравлять мэтра еще до того, как был официально объявлен лауреат. Данная награда у него не первая, были также премии Фонда Сергея Довлатова за лучший рассказ (1993), фонда "Знамени" (1994), "Северная Пальмира" (1998), "Золотой Остап" (1999), журнала "Новый мир" (2003).
Казалось бы, что может быть традиционнее – полуавтобиографическая повесть "Третье дыхание" повествует о не слишком удачливом сочинителе. Главный герой представляет собой человека, изъеденного житейскими проблемами, он писатель-"массовик", автор детективных романов, которого упорно не желают печатать (вспомним того же Петровича из маканинского "Андеграунда"). О нем забыло издательство, и быт угнетает. Однако же Валерию Попову удалось привнести сквозь книжные строчки и видимую безысходность то, что делает текст частью подлинно художественной литературы, – ощущение выхода.
Преступления удалось предотвратить