Художественные пустячки тружеников слова

Беззаботно марать бумагу всевозможными каляками-маляками любили практически все наши прославленные писатели и поэты. В чем и можно убедиться на выставке "Poeta pingens" в Государственном литературном музее


Иллюстрация В. Маяковского



Умеют ли писатели и поэты рисовать? Со школьной скамьи нам доподлинно известно, что главным поэтом-рисовальщиком был Александр Сергеевич Пушкин. И настоящая "энциклопедия русской жизни" – это вовсе не роман "Евгений Онегин", а карикатурные дяденьки и тетеньки, запечатленные игривым поэтом на полях черновиков. Тут вам и собственный профиль "солнца русской поэзии", и соблазнительные формы любимой супруги, и шарж на друга, и две упитанные пританцовывающие ножки, и портрет подвыпившей Арины Родионовны (известно, что старушка-няня не дура была заложить за воротник). Не удивительно, что название выставки "Писатель рисующий" немедленно вызывает в памяти образ Пушкина.

Здесь-то и кроется ловушка. Зрителю необходимо преодолеть рефлекторную ассоциацию, чтобы с удивлением убедиться: беззаботно марать бумагу всевозможными каляками-маляками любили практически все наши прославленные писатели и поэты. В экспозицию выставки вошли рисунки В.Жуковского, М.Лермонтова, Я.Полонского, К.Батюшкова, Т.Шевченко. А.Майкова, Д.Григоровича, В.Короленко, Л.Андреева, В.Брюсова, Андрея Белого, А.Ремизова, М.Волошина, М.Кузмина, В.Маяковского, Д.Бурлюка, В.Каменского, А.Крученых, П.Антокольского, Э.Багрицкого, С.Городецкого, Ю.Олеши, Е.Петрова, В.Левика, Ю.Трифонова, Ю.Коваля, А.Вознесенского, В.Войновича, Л.Петрушевской, В.Сорокина, Д.А.Пригова и других.


Иллюстрация Д. Пригова

В отличие от литераторов XIX столетия, писатели и поэты Серебряного века к собственным рисункам относились серьезно и трепетно. К тому же популярная в те времена идея синтеза искусств предполагала, что творческий человек должен быть на все руки мастер: хошь писатель, хошь поэт, а если Родина прикажет, то и художник. Как изящно выразился Ремизов: "Рисунки писателя любопытны, как очертания "невысказавшейся" мысли или как попытка неумелой рукой изобразить выраженное словом...".

"Неумелой рукой" пытались самовыражаться Брюсов и Белый, Леонид Андреев и Михаил Кузмин, Ремизов, Антокольский и многие, многие другие. Достаточно вспомнить нежные крымские пейзажи Максимилиана Волошина, открывшие миру первозданную красоту Коктебеля. И по сей день романтики устремляются в эти края, надеясь отыскать среди курортных шалманов и оглушительных дискотек райские уголки Киммерии, запечатленные на волошинских акварелях.

Практичные литераторы XX века быстро поняли, что природные таланты следует реализовывать масштабно. И стали издавать всевозможные литературно-художественные журналы и поэтические альманахи, в которых не только печатали свои стихи и романы, но и публиковали собственные рисунки.

Опыт оказался не только удачным, но и страшно полезным. Буквально несколько лет спустя, в тяжелую эпоху революции и гражданской войны, опухшие от голода и умирающие от цинги поэты коротали время, выпуская крохотным тиражом рукописные сборники стихов, оформленные своими же иллюстрациями.

Их прозорливые современники отдали предпочтение более актуальным жанрам. Политические карикатуры и злободневные агитационные плакаты Владимира Маяковского стали достойным примером синтеза искусств в рамках новой идеологии.

На выставке "Poeta pingens / Писатель рисующий" в Государственном литературном музее представлено раритетное собрание рисунков писателей ХVIII–ХХ столетий. В экспозицию вошло около 500 живописных и графических работ, большая часть которых не известна не только широкой публике, но и специалистам.

В рамках проекта будет издан "Альбом-каталог", в который, помимо научных статей и биографических справок, обещают включить уникальные аннотации – "легенды", связанные с созданием и бытованием ряда произведений.


Иллюстрация А. Ремизова

Конечно, подобная экспозиция может разочаровать любителя профессионального рисунка. Лишь немногие литературные гении по-настоящему хорошо владели карандашом. К счастью, никто из участников выставки никогда не мнил себя художником. В этом смысле проект Литературного музея – замечательная альтернатива недавно прошедшей в Москве юбилейной выставке графики Андрея Макаревича. Тогда ошалевший от счастья юбиляр немало потешил публику, утверждая, что изобразительное искусство – главное призвание его жизни, а стишки, песенки и всякая там "Машина времени" – лишь побочное увлечение, милое хобби настоящего художника. И все-таки незатейливые наброски, сделанные великим поэтом возможно в ту самую минуту, когда в его голове рождался литературный шедевр, куда милее и искреннее, нежели художественные амбиции барда-любителя.

Выставка идет до 1 сентября в Государственном литературном музее.

Выбор читателей