Маэстро ужасов облажался

Дарио Ардженто перестал пугать. Насилие больше не живописно. В "Игроке" нет никаких отвратительных видений и завораживающих фантасмагорий, а вместо потоков крови – легкое ковыряние в глотке трупа

Игрок (Il cartaio / The Cardplayer)
Италия, 2004
Режиссер: Дарио Ардженто
В ролях: Лайам Каннингэм, Стефания Рокко




"Маэстро ужасов", знаменитый итальянец Дарио Ардженто проваливается не в первый раз. После разрыва с музой – Дарией Николоди в середине 80-х карьера Ардженто летит как на американских горках. Он снимает попеременно фильмы удачные и плохие: вслед за откровенно слабой "Травмой" – успешный "Синдром Стендаля", затем – полный провал "Призрака оперы". После его предпоследней работы "Без сна", снятой четыре года назад в лучших традициях классического "Темно-красного", на московских экранах появился "Игрок".

Вроде бы, все, как полагается у Ардженто. Ищут маньяка-убийцу, но ловят как-то вяло и словно нехотя. Как обычно, правдоподобная актерская игра не главное и, в общем, не заботит режиссера. Как обычно, фильм снят на английском, поэтому римские карабинеры выглядят либо полиглотами, либо заброшенными туда по обмену констеблями. Стефания Рокка, игравшая в пьесах Шекспира и Толстого, отметившаяся и в "Отеле" Майка Фиггиса, и в "Раю" Тома Тыквера, в роли главной героини выглядит единственным живым человеком в кукольных декорациях, несмотря на то, что ее акцент – самый заметный.

И главное, такое впечатление, что "Игрока" снял кто угодно, только не Ардженто. "Висконти насилия" непривычно скуп. Это даже не фильм ужасов. Это просто детектив, притом неудачный. Никаких отвратительных видений и завораживающих фантасмагорий. Пожалуй, только в эпизоде погони юного компьютерного гения (вылитого Кузнечика из нашего "В бой идут одни старики") за манящей незнакомкой, с кружением по темным римским улочкам и подворотням, проглядывает болезненная поэтичность, отличавшая лучшие фильмы маэстро. Вместо потоков крови – легкое ковыряние в глотке трупа. Из фирменных пугающе-странных героев – только патологоанатом с фигурой Денни де Вито, изображающий Джина Келли. Никаких чувств, кроме недоумения, он не вызывает.

Тем временем любимый писатель Ардженто сэр Артур Конан Дойль переворачивается в гробу, куда режиссер забивает последний гвоздь. Логика никогда не была сильной стороной историй Ардженто, но зрители закрывали глаза на сюжетные несоответствия, желая быть по-настоящему испуганными. В "Игроке" ничего страшного нет. Ардженто перестал пугать. Теперь он только забавляет, да и то не сильно.

Зло, таящееся в новых технологиях, давно уже стало уделом третьеразрядных "Звонков" и "Страхов.com". Никого не могут удивить убийства молодых женщин перед экраном веб-камеры и маньяк, заигрывающий с полицией, предлагающий перекинуться в картишки по Интернету, сделав ставкой жизнь жертвы.

Режиссер демонстрирует следующую мысль: насилие больше не живописно. Оно прячется по углам непосещаемых чатов и непопулярных сайтов. Насилие не пугает и не завораживает, его больше не нужно раскрашивать в яркие цвета и создавать маленький спектакль из каждого убийства. Нет операторским изыскам, экспериментам с визуальным рядом, нестандартным приемам! Виват, серые стены и ручная камера "догматика" Бенуа Деби!

Фильм снят с использованием естественного освещения, что, по замыслу, должно усиливать подсознательное беспокойство зрителя – но, поскольку усиливать особенно нечего, просто делает "Игрока" похожим на многочисленные русские телесериалы об убойных отделах. Большая часть событий происходит в безликих кабинетах полицейского управления, где кучка людей, сгрудившихся у компьютера, неуклюже изображает удивление и возмущение. Виват, банальные ходы и интрига, разгадываемая с первого кадра!

Ардженто выдает финальная сцена, когда "дева в беде", прикованная, как положено, к железнодорожным рельсам, сражается в покер на ноутбуке с главным злодеем, который прикован к соседнему рельсу. Маэстро снял пародию на тех, кто сделал миллионы на образе маньяка из его картин, на тех, кто по кусочкам растащил его шедевры, ваяя молодежные ужастики. Вся беда в том, что последним смеяться – не ему.

В кинотеатре "35 ММ" с 17 июня.

Выбор читателей