Пошел папа в ванную и не вернулся...

Если приглядеться к детским словесным забавам повнимательнее, можно обнаружить довольно много интересного. А папа обязательно вернется из ванной – вместе с мамой и сестрой. Как только закончит там важное дело




Нормальная детская речь, в отличие от взрослой, изобилует шутками-прибаутками, розыгрышами и другими смеховыми элементами. Вся эта тарабарщина при внимательном рассмотрении может сложиться в стройную систему. Шутя, ребенок познает мир и преодолевает трудности понимания новых понятий или отношений. А если приглядеться к детским словесным забавам повнимательнее, можно обнаружить довольно много интересного.

Ребенок еще не научился говорить, а уже может шутить. Начиная с полутора лет, дите вполне может вас разыграть. В частности, сделать вид, что чего-нибудь хочет. Родители привычно бросаются выполнять запрос и натыкаются на улыбку ребенка – "вот я вас и одурачил"!

С появлением речи самыми распространенными шутками у детей становятся "перевертыши" и небылицы. В них привычная взрослому миру логика оказывается опрокинутой, причинно-следственные связи отринуты. Неизменна только изначальная художественность текстов, что свидетельствует о наличии творческого начала даже в 3-4-летнем ребенке. Форма перевертыша вообще чрезвычайно устойчива. Это заставило еще Чуковского предположить, что потребность в рифмоплетстве у детей связана с психологической потребностью к четким повторам. Один из последних по времени появления перевертышей звучит примерно так:

Ехали калеки на поминки,
Без дороги прямо напрямик,
За рулем сидел у них безрукий,
А безногий жал на тормоза,
А слепой указывал дорогу,
А немой сигналы подавал.

В роли небылицы выступает также рифмованное повествование о заведомо ложных событиях и фактах. Сами дети нередко сообщают об этом в начале небылицы (зачине) характерными присказками – "чепуха, чепуха", "это просто враки" и т.п.

Еще одна форма детского творчества, прошедшая своеобразную эволюцию с течением времени, условно называется "заманками". Ребенок словесно заманивает собеседника в ловушку и смеется над ним. В современном мире дети чаще разыгрывают взрослых и своих сверстников, предлагая сказать некое слово, а потом рифмуют его со смешным, на их взгляд, продолжением. Невинная просьба сказать слово "подушка" оборачивается для родителя смеховой развязкой: "У тебя в носу лягушка!". Интересно, что ранее в качестве объекта насмешки бывал сам ребенок, а роль разыгрывающего отводилась деду или бабушке. По ранним записям исследователей детской культуры в России, бабушки или дедушки таким образом экзаменовали внуков на языковую сообразительность. "Экзаменовки" начинались с возраста 4-5 лет и продолжались до момента поступления в церковно-приходскую школу или полноценного участия в полевых работах. А вот с чем связан переход инициативы в заманках от старших к самим детям, пока не ясно.

Еще одной характерной чертой детского творчества являются считалки. Самые интересные из них – с набором непонятных слов в начале. Такие считалочки фиксируются по всему восточноевропейскому ареалу. Подчас они имитируют чужой язык, часть слов представляет собой исковерканные заимствования ("маза, фаза, систра, браза"). Самыми старинными фиксируются парные рифмованные слова типа: "рики-тики", "абер-фабер", "эни-бени" и пр.

История происхождения "эни-бени" или "эники-беники" (которые ели вареники в известном стихотворении) вообще загадочна. Еще в конце 70-х гг. лингвист В.Э. Орел указал на сходство "эников-беников" с зачинами немецких считалок "Enige benige", доставшимися нам в наследство от средневековья. Немецкие рыцари произносили подобные тексты при игре в кости. По мысли лингвиста, зачин восходит к средневерхненемецкой фразе "Einec beinec doppelte", что означало "Единственная кость удвоилась". От германских ландскнехтов "эники-беники" перекочевали в сопредельную Польшу, а когда та вошла в состав Российской Империи, то пробрались и к нам.

Популярные в среде 7-15-летних страшилки пришли из сравнительно недавнего прошлого. Еще 100 лет назад их почти полностью заменяли рассказы о сверхъестественных существах традиционного обихода: домовых, шишков и прочей нечисти. То была наследуемая культура, а сегодняшние истории про "красные руки" – чистой воды детские фантазии, характерные для возраста активного познания мира. Юному авантюристу так хочется добавить толику таинственности в свою жизнь.

С преодолением страха неизвестного у детей связывают пародии на страшные истории. Сюжеты пародий аналогичны обычным страшилкам, а развязка всегда неожиданна. Вот, например: "Пошел папа в ванную и не вернулся. Пошла мама в ванную и не вернулась. Пошла сестренка в ванную и тоже не вернулась. Пришлось мальчику в ванную идти – а там вся семья кран чинит".

Конечно, словесная культура детей не исчерпывается представленными примерами. Да и вы сами можете стать первооткрывателем нового детского жанра, если прислушаетесь к вашему чаду.

Выбор читателей