Наши французы – найкрайшие!

В ГМИИ им. Пушкина – выставка картин из знаменитой коллекции Сергея Ивановича Щукина. Менее чем за двадцать лет собирательской деятельности Щукину удалось приобрести и вывезти в Москву лучшие работы французских мастеров


Художник: Анри Матисс



В ГМИИ им. Пушкина – выставка картин из знаменитой коллекции Сергея Ивановича Щукина. Кураторы, видимо, решили дать достойный ответ французскому Матиссу, гастролирующему в Пушкинском музее в эти дни: экспозиция составлена преимущественно из шедевров французской живописи конца XIX-начала XX века. Практически все картины, участвующие в проекте, перенесены из соседних залов постоянной экспозиции (которые, кстати, также находятся в непосредственной близости от заграничного шедевра). В чем заключается смысл этой затеи и зачем понадобилось перетаскивать драгоценные полотна с места на место, остается тайной, покрытой мраком. Впрочем, выставка будет интересна и тем, кому небезразлична личность Щукина – крупнейшего коллекционера и мецената начала прошлого века. Собрание С.И. Щукина будет впервые показано отдельно от картин, принадлежавших его современнику и сопернику И.А. Морозову, в то время как в залах московского ГМИИ и питерского Эрмитажа обе коллекции висят вперемешку. Кроме того, кураторы проекта не поленились достать из запасников малоизвестные произведения, приобретенные Щукиным на заре собирательской деятельности. А несколько витрин с архивными документами прольют свет на биографию этого удивительного человека.

Сергей Иванович Щукин происходил из весьма именитого купеческого рода – удачливый папаша будущего мецената ворочал миллионами, исправно снабжая столицу тканями и хлопчатобумажной пряжей. Будучи человеком дальновидным, но необразованным, Иван Васильевич стремился во что бы то ни стало обучить своих наследников по высшему разряду. Для того чтобы мальчики росли культурными людьми, чадолюбивый предприниматель даже абонировал ложу в Большом театре, хотя сам частенько подремывал во время спектакля.

Но решающую роль в культурном воспитании молодых Щукиных сыграли родственники по материнской линии, среди которых оказались художник Илья Остроухов, поэт Афанасий Фет, коллекционеры Михаил и Дмитрий Боткины и великий Павел Михайлович Третьяков. Еще в ранней юности Сергей Щукин и его братья имели доступ к собранию Третьякова, за много лет до того, как галерея была открыта для публики. Одним словом, дети Ивана Васильевича вращались в самой что ни на есть культурной среде, что, в конце концов, загубило на корню честолюбивые планы достойного торговца. В один прекрасный день он понял, что искусство привлекает юных Щукиных гораздо больше, чем милая его сердцу коммерция.

Старший сын, Николай, жил на широкую ногу, тратя огромное состояние на примадонну Мамонтовской оперы. Следующий брат, Петр, уже двадцатилетним юношей начал покупать старинные гравюры и книги. Впоследствии ему удалось собрать огромную, но совершенно беспорядочную коллекцию – винегрет из серебряной посуды, древних архивов, произведений импрессионистов, персидских ковров и русских прялок. Четвертый купеческий сын, Дмитрий, предпочитал полотна старых европейских мастеров. Младший, Иван, брал уроки живописи, рано увлекся коллекционированием и долгое время жил в Париже. Возможно, именно он обратил внимание Сергея на современное французское искусство.

Сергей Щукин, третий сын Ивана Васильевича, не только стал крупным коммерсантом и наследником отцовской фирмы, но и оказался самым прозорливым и удачливым коллекционером. Правда, поначалу он отдавал предпочтение старым добрым передвижникам. Но уже в середине 1890-х годов коммерсант Сергей Щукин смекнул, что тягаться с собранием Третьякова совершенно бесполезно, в то время как новая европейская живопись пока остается вне конкуренции. И Щукин начал покупать.

Будучи человеком, не стесненным в средствах, он мог приобретать все, что нравится, не считаясь с модой, приоритетами арт-рынка и мнением критиков. И вот, в 1897 г. сын московского купца покупает картины малоизвестного художника Клода Моне. За ним последовали полотна Дега, Ренуара, Уистлера, Пюви де Шаванна, Сезанна, Ван Гога, Гогена. А в последующее десятилетие его коллекция пополнилась произведениями Матисса, Дерена и Пикассо.

Менее чем за двадцать лет собирательской деятельности Сергею Щукину удалось приобрести и вывезти в Москву лучшие работы французских мастеров: одиннадцать полотен Клода Моне, в том числе вариант знаменитого "Завтрака на траве", восемь картин Сезанна, целый зал Гогена, гигантские декоративные панно Матисса, не говоря уже о более ранних натюрмортах. Сегодня, по единодушному признанию критиков, в России находится лучшее в мире собрание французской живописи рубежа XIX-XX столетий. Что становится особенно заметно, если сравнить любого щукинского Матисса с "Парижским танцем" из парижского Музея современного искусства.

Выбор читателей