"Маска" стала вечным праздником

Вместо открытия – бесконечный праздник, длящийся еще с февраля. Ведь "Золотая маска" – не только премия, но и фестиваль. И если премия – явление хоть и ежегодное, но одноразовое, то фестиваль может не прекращаться никогда


Фото: apin.ru



В этом году фестиваль "Золотая маска" решил обойтись без открытия. Больше не будет летать под цирковым куполом бывший директор Эдуард Бояков, не выйдут на сцену веселый и грустный клоуны Калягин и Тараторкин, поющая Любовь Орлова переместилась с прошлогодней церемонии открытия фестиваля в спектакль Кирилла Серебренникова "Голая пионерка". Вместо открытия – бесконечный праздник, длящийся еще с февраля, если не раньше. Ведь "Маска" – не только премия, но и фестиваль. И если премия – явление одноразовое, то фестиваль может не прекращаться никогда. Презентации, премии, "круглые столы", кажется, не собираются кончаться. Еще задолго до них нас поприветствовал фестиваль "Золотая маска". И не попрощался.

Так что вместо привычной церемонии состоится открытие нового проекта: клуба "goldenmask.club", где прелесть бесплатного Wi-Fi и радость общения с участниками фестиваля подкрепится этномузыкальными концертами.

А 19 и 20 марта прошли гастроли знаменитого Малого драматического театра Санкт-Петербурга, в рамках которых был показан спектакль Льва Додина "Братья и сестры". Этот спектакль двадцатилетней давности уже не раз приезжал в Москву, хорошо известен московскому зрителю и входит в классический пакет театральных спектаклей, составляющих крепкий и добротный фундамент шаткого здания современного искусства. Спектакль Додина, конечно же, в конкурсную программу не входит, а выражает собой только ежегодный широкий жест: смотрите, какой прекрасный бывает у нас театр.

Однако совершенное качество классики не вызывает, тем не менее, чувства неполноценности: впервые за много лет мэтры не подавляют молодежь. Программа "Золотой Маски" этого года необычна, неоднородна и явно демонстрирует крен в сторону нового: среди основных номинантов на престижную награду немало дебютантов, причем, как ни анекдотично, все эти новички сгруппировались в борьбе за "главные" награды – лучшая работа режиссера, лучший спектакль большой и малой форм, а в номинации "новация", как будто специально предназначенной для молодых талантов, нет ни одного нового имени: тот же театр "Тень", тот же АХЕ, тот же театр "ЧЕРНОЕнебоБЕЛОЕ". Эта вывернутая ситуация отягощена, конечно, тем, что самое передовое отечественное театральное движение – так называемое движение "новой драмы" – уже пару лет как сдвинуто в отдельный одноименный фестиваль, и спектакли "Золотой маски" со спектаклями "Новой драмы" по возможности не соприкасаются. Поэтому самый серьезный театральный фестиваль России сам становятся инновационным, хотя это событие, судя по всему, не готово всерьез оценить театральная общественность.

Не готовы оценить, что на награды лучший спектакль большой и малой форм номинируются сразу два Карбаускиса и один Серебренников, молодые режиссеры, обернувшиеся лицом к классике; что спектакли театра, который в прошлом году еще назывался МХАТ им. Чехова, – безусловные лидеры фестивального марафона; что провинции как никогда нечего предложить взамен, если не считать всегда великолепного и по складу своему столичного Дмитрия Чернякова в номинации "Опера". В прошлом году "Маска" отмечала свое десятилетие – в этом году она меняется, как меняется исподволь театральная ситуация. И как всегда, стремясь первым все задокументировать, к своему открытию фестиваль выпускает манифест – книгу театрального обозревателя "Известий" Марины Давыдовой с печальным названием "Конец театральной эпохи". Печальным потому, что всегда грустно, когда что-то кончается. Символично и совсем не весело смотрится и обложка: мобильный телефон, забытый в театральном кресле. Книга Давыдовой проводит толстую черту между театром вчерашним и сегодняшним, обобщая театральную практику начала прошлого и конца этого века.

Какая бы ни была красивая бумага и как ни хорошо подобраны иллюстрации, а все-таки труд Марины Давыдовой – это собрание ее же театральных рецензий последних 5-10 лет. В нем три части. Первая рисует тенденции, вторая дает портреты, третья – описание отдельных спектаклей. Но как всегда, когда плоды газетного труда аккумулируются под твердой обложкой, становится не миновать пафоса манифестаций. Об этом недвусмысленно напоминает и предисловие бывшего директора "Золотой маски" Эдуарда Боякова, и послесловие председателя жюри Инны Натановны Соловьевой: оба просят обратить на книгу особое внимание. А что же в книге у Давыдовой написано? А написано там, в общих чертах, что старый театр кончился, а начался новый, и если старый был, конечно, прекрасен, то, новый, конечно же, не такой духовный, да к тому же еще и коммерческий. И если старый был "для людей", то новый "для денег". И если старый вдохновлял, то новый забавляет. Но не все еще потеряно.

Но не все еще потеряно, поскольку последнее имя в ее "портретах" – имя Дмитрия Чернякова, молодого оперного режиссера, перевернувшего наши представления о том, как надо ставить ЭТО. На Чернякова не хватает слов даже у самой Давыдовой – она не пишет полотно, а только набрасывает контур, рисует профиль, сама невольно любуясь получающейся картиной. И вот, именно постановка Дмитрия Чернякова – "Аида" Верди – станет кульминацией фестиваля "Золотая маска", на которую уйдут больше половины его бюджета. Но невозможное невозможно описать словами. Можно только сказать: на этот гениальный спектакль очень дешевые билеты. И только один день в Кремлевском Дворце съездов будет происходить то, благодаря чему театральная эпоха все еще продолжается.

Выбор читателей