Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Роман Филлипса относится к достаточно редкой в последнее время категории книг – над ней надо думать, она требует определенных усилий от читателя. Увы, читатели от этого отвыкли, поэтому некоторые критики поспешили объявить "Египтолога" скучным.
С первой же страницы автор оставляет читателя один на один с героями романа, а сам как бы отстраняется от происходящего. Говорят только действующие лица: египтолог Ральф Трилипуш в своем дневнике, частный детектив Феррелл, невеста Трилипуша взбалмошная Маргарет Финнеран и некоторые другие. Из этих документов, писем, каблограмм и состоит роман. Текста "от автора", взгляда самого Артура Филлипса на происходящее вроде бы и нет.
Пользуясь методом Александра Дюма, Филлипс вбивает в стену гвоздь под названием "египтология начала XX века" и вешает на него свою картину – "Египтолога". Но, несмотря на название, роман не о египтологии и даже не об авантюристах, которых в те годы Египет тянуло словно магнитом, хотя и авантюристы и энтузиасты-египтологи на его страницах присутствуют. Для создания исторического фона использована и наиболее известная фигура того времени – знаменитый Картер, обнаруживший гробницу Тутанхамона.
Книга недаром состоит из документов, каждый из которых написан человеком, обладающим только частью общей картины. Их частные правды переплетаются, наслаиваются друг на друга и, в конце концов, образуют для каждого из тех, кто задействован в истории, свою собственную истину. Получается, что правда у каждого своя. Лгут тоже все. Кто-то просто слишком мало знает о предыстории событий, кто-то умышленно недоговаривает, и оттого рисунок событий меняется. Кто-то громоздит ложь на выдумку, выдумку на недосказанность – и творит миф.
Мифотворцев в романе двое. Один – египтолог Ральф Трилипуш, одержимый апокрифическим египетским царем Атум-хаду, второй – австралийский детектив Феррелл, которого обстоятельства закидывают в центр всей этой египетской истории. Феррелл создает миф о Трилипуше. И, как сам Трилипуш судит об Атум-хаду лишь по обрывочным сведениям, домысливая остальное в меру своей фантазии, так и Феррелл, не видя Трилипуша, существуя, можно сказать, в своем, параллельном мире, создает миф о египтологе авантюристе, высокомерном аристократе, презирающем всех, кто не принадлежит к высшему обществу.
Как и положено истории о мифических героях, повествование разворачивается неторопливо, незаметно затягивая читателя в свои сети. И лишь ближе к финалу понимаешь, во что превратилось то, что начиналось как почти плутовской роман. В очень серьезную, трагичную книгу о правде и лжи. О том, как создаются и развенчиваются мифы. О том, что никому из живущих не дано со стопроцентной уверенностью сказать, что он узнал правду, и никто не может без малейшего колебания заявить, что есть ложь.
Утонченно издеваясь над читателем, Филлипс демонстративно ставит жирную точку в повествовании, показывает, словно хороший фокусник, пустые руки, далее следуют поклоны и – все, занавес. Книга закрыта; и только тут понимаешь, что далеко не на все вопросы даны ясные ответы. И то, что вроде бы является фальшивкой, может, судя по некоторым намекам, оказаться правдой...
Так что, читая все выше написанное, не забывайте – все это не более, чем еще одна интерпретация, стопроцентно субъективное мнение одного человека.
Именно поэтому "Египтолога" прочитать стоит. Чтобы составить собственное мнение, самому сделать выводы. Найти свою правду.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт