Курс рубля
- Режим свободного падения: что ждет рубль в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
- Предсказано мощное падение доллара по двум причинам
ФОТО: rusiskusstvo.ru |
Особенно комфортно в этих тесных холодных комнатушках чувствовали себя выходцы из России – те, которые годами существовали далеко за чертой бедности (как Хаим Сутин), и те, кто с детства не привык тратить деньги на еду и комфорт (как, например, Марк Шагал, который ежедневно питался только хлебом и селедкой). О жизни Улья написано немало книг; попойки, интриги и любовные истории тщательно изучены и разложены по полочкам. Тем же, кто к интригам равнодушен, остаются общепризнанные шедевры и просто талантливые работы его обитателей. На выставке "Хаим Сутин и художники его круга" представлены произведения Хаима Сутина, Пинхуса Кременя, Моисея Кислинга, Константина Терешковича и Василя Хмелюка.
Сутин родился в 1893 г. и был десятым из одиннадцати детей бедного еврейского портного в Смиловичах. Рисовать он начал в раннем детстве, а в 1907 г. сбежал в Минск, работал там помощником фотографа, получил первые уроки рисования у художника Кикоина и дебютировал как портретист. В 1913 г. Хаим приехал в Париж. Для того чтобы заработать на жизнь, работал носильщиком на вокзале, землекопом, привратником. Денег не хватало, Сутин жил впроголодь, одновременно лихорадочно ища новые темы для своих картин. То, что он, в конце концов, нашел, поразило многих современников. Сутин стал наведываться на бойни, приносить домой дохлых уток и – рисовал: разрезанные туши быков, подвешенных к потолку птиц. Говорят, что в квартире художника было нечем дышать; мало того, от невыносимого запаха убегали из комнат все жившие рядом с Сутиным постояльцы. Он оправдывался тем, что туши быков любил рисовать сам Рембрандт.
Илья Эренбург, бывавший в те годы в парижском кафе "Ротонда", вспоминал: "Неизменно в самом темном углу сидели Кремень и Сутин. У Сутина... были глаза затравленного зверя, может быть, от голода. Никто на него не обращал внимания. Можно ли было себе представить, что о работах этого тщедушного подростка, уроженца белорусского местечка Смиловичи, будут мечтать музеи всего мира?"
Судьба остальных складывалась приблизительно так же. Кремень родился в 1890 г. в Виленской губернии. В 1908-1912 гг. учился в Виленской художественной школе, где подружился с Хаимом Сутиным и Михаилом Кикоиным. В 1912 г. оставил школу, нелегально пресек границу и через Германию попал в Париж. Поселился в Улье. С 1915 г. после недолгого увлечения скульптурой стал заниматься живописью и выставлял свои работы на Осеннем салоне, салоне Независимых и Тюильри.
Кислинг родился в 1891 г. в Польше, а с 1910-го жил в Париже. Сегодня его портреты, отличающиеся некоторым меланхолическим сходством с работами позднего Модильяни, представлены в лучших музеях и частных собраниях всего мира.
Ученик К.Юона, И.Машкова и Ф.Рерберга, Терешкович с 1924 г. стал регулярно выставляться в Осеннем салоне и Тюильри. Занимался цветной литографией, исполнял картоны для фабрики гобеленов Бовэ, увлекался художественной керамикой, росписью мебели и сценографией, а в послевоенные годы стал одним из самых преуспевающих художников Франции.
Уроженец знаменитой Жмеринки Хмелюк в 20-е гг. прошлого века был почетным членом "Парижской группы украинских художников", которая объединяла художников-эмигрантов, продолжателей традиций национального искусства.
Все художники, представленные на выставке в галерее "Улей" в Петровском переулке, объединены близостью не только искусства, но и судеб. Выходцы из провинциальных еврейских местечек, познавшие бедность и унижение у себя на родине, они были чужаками и в блистательном Париже. И все же французская культура гордится этими художниками и давно считает их своими. Недаром еще сто лет назад Улей стал символом космополитического искусства, взращенного парижским вольным воздухом.
Супруги предпочитали жить на широкую ногу
Стало известно, почему украинцы отказались от переговоров в Стамбуле