Арендованная покупка – модный мотив нашего времени

Все больше компаний задумываются о расширении производства, и все чаще они используют для этого лизинг – финансово-кредитный инструмент, приправленный большими налоговыми льготами и экономическими плюсами




В условиях роста российской экономики многие компании задумываются о расширении производства. Однако далеко не у всех есть достаточно свободных средств на приобретение необходимого оборудования. Среди возможных вариантов решения этой проблемы в последнее время все более востребованным становится лизинг. О том, почему данная форма финансовых отношений приобретает такую популярность, мы беседуем с генеральным директором компании "Парекс лизинг" Виктором Дугушкиным.

"Yтро": Несмотря на то, что термин "лизинг" довольно давно вошел в нашу жизнь, еще далеко не все знают, что же это такое.

Виктор Дугушкин: Выражаясь языком терминов, лизинг – это инструмент обновления и расширения парка основных средств путем финансовой аренды с минимальным отвлечением оборотных средств. Иными словами, когда компания или частный предприниматель не имеет достаточного количества собственных средств, он может использовать лизинг для приобретения всего, что необходимо для ведения бизнеса – от автомобилей и оборудования вплоть до недвижимости, при этом минимально участвуя своими деньгами. Внеся 10-30% от стоимости продукта, он сразу получает право пользования и владения, а выплатив все лизинговые платежи, становится полноправным собственником. До этого момента право собственности принадлежит лизинговой компании. То есть, мы покупаем для клиента предмет лизинга у того поставщика, которого он сам указал, и отдаем в аренду на срок до 5 лет с постепенным выкупом. На протяжении этого времени предприниматель может распоряжаться данным предметом по собственному усмотрению, использовать его в своей предпринимательской деятельности, но не может, допустим, продать без согласия лизинговой компании.

"Y": А чем лизинг отличается от обычной аренды и от кредита? В чем его преимущества и слабые стороны?

В.Д.: От простой аренды он отличается в первую очередь тем, что по мере выплаты лизинговых платежей вы становитесь собственником. А в случае с договорной арендой вы постоянно вносите платежи до окончания срока аренды, а потом обязаны отдать предмет хозяину и распрощаться с ним. То есть лизинг хоть и называется финансовой арендой, по сути это получается все же не аренда, а покупка. Что же касается кредита, хочу сразу отметить, что все отличия в данном случае работают в пользу лизинга. Во-первых, кредитные сделки, как правило, подразумевают дополнительное обеспечение в виде залога. В лизинговой же сделке сам предмет лизинга является объектом залога, поскольку находится в собственности лизинговой компании. Во-вторых, финансовая аренда дает возможность существенно экономить на налогах. В первую очередь это касается уменьшения налогооблагаемой массы, так как лизинговый платеж учитывается в статье расходов в полном объеме, в то время как кредитные платежи, которые состоят из тела кредита и процентов, относятся на хозяйственные расходы только в части процентного платежа. А доля процентного платежа в структуре кредита достаточно незначительна. Кроме того, лизинг позволяет экономить и на налоге на имущество. Лизинговые компании при постановке предмета лизинга на баланс лизингодателя имеют право не уплачивать этот фискальный сбор. В кредитных же сделках машина или оборудование однозначно ставится на баланс получателя кредита, то есть клиента, и он вынужден платить налог на имущество, который составляет 2,2% в год от балансовой стоимости основного средства.

Кстати о балансе. Так как при лизинговых сделках, в основном, предмет лизинга ставится на баланс лизинговой компании, он, соответственно, не появляется в балансе лизингополучателя. Таким образом, лизинговые сделки улучшают структуру баланса предприятия, поскольку в нем не отражаются и потому не рассматриваются в качестве долговых обязательств. Ведь любой предприниматель рано или поздно использует и другие формы финансирования – кредиты и овердрафты в банках. А когда кредитная организация решает, дать или не дать кредит, она смотрит, в том числе, на общую сумму заимствований этого предпринимателя.

Еще один плюс лизинга – это легкость в работе бухгалтерии: вместо вереницы ежемесячных бухгалтерских проводок (покупка основных средств, амортизация, постановка на баланс и т.д.) осуществляется только две – аренда и НДС. К тому же, по желанию клиента, в случае приобретения в лизинг транспорта нет необходимости создавать собственное автохозяйство.

"Y": В каких случаях выгоднее воспользоваться лизингом, нежели другими формами получения нужной продукции?

В.Д.: Любые инвестиционные проекты, так или иначе, можно финансировать лизинговыми сделками. И с учетом всех плюсов, о которых я только что говорил, во всех случаях, связанных с приобретением оборудования, автомобилей, удобнее и правильнее было бы использовать лизинг, потому что здесь есть прямая выгода. И только когда предмет инвестиций очень специфический, например, какое-то особое оборудование, которое сложно использовать в других целях, и, соответственно, не каждая лизинговая компания возьмется за эту сделку, клиентам приходится прибегать к кредитным схемам. А так, в принципе, лизинг можно использовать везде, даже при пополнении оборотных средств. Есть такое понятие "возвратный лизинг", который применяется, когда компания располагает определенным оборудованием или машинами, но остро нуждается в оборотных средствах. Тогда заключается договор возвратного лизинга, по которому лизинговая компания выкупает это оборудование у клиента с определенным дисконтом и передает в лизинг обратно ему же. И по мере выплат он опять становится собственником этого оборудования. Так что лизинг – это универсальный инструмент, приправленный очень большими налоговыми льготами и экономическими плюсами.

"Y": Какие условия необходимо выполнить, для того чтобы приобрести товары в лизинг?

В.Д.: Согласно закону о лизинге, финансовая аренда может использоваться только для приобретения основных средств с целью ведения предпринимательской деятельности. А ею в России может заниматься или юридическое лицо, или же официально зарегистрированный частный предприниматель. Но здесь сразу следует оговориться, что частников практически никто не лизингует, потому что при оценке финансового состояния, которую делает любая лизинговая компания, им просто нечего показать. Хотя наша питерская компания "Экспресс-лизинг" недавно профинансировала сделку на $3 млн с частным предпринимателем на приобретение 50-ти маршрутных такси марки "Фольксваген" для маршрутных перевозок по Санкт-Петербургу.

В каждой компании свои требования к документам, которые должен предоставить претендент на лизинговую сделку, но в их число обязательно входят учредительные документы и финансовые. Перечень финансовых документов может, опять же, разниться, но основных два – баланс по форме №1 и отчет о прибылях и убытках по форме №2. Также, как правило, все компании требуют банковскую справку об оборотах по счетам. Эти документы необходимы для проведения финансового анализа. Первоначальный взнос на рынке колеблется от 10 до 30%. Бывают и такие сделки, когда лизинговая компания, получив товарный кредит от поставщика, имеет возможность дать лизинг без первоначального взноса. Но это случается редко. В нашей компании, например, минимальный взнос равняется 10%. В среднем решение об оформлении лизинга мы принимаем в течение 1-2 рабочих дней. Но сейчас мы внедрили у себя новый продукт под названием "Ускорение", когда сделки стоимость до $60 тыс. рассматриваются за 2 часа. Сделки, в которых сумма нашего участия не превышают 200 тыс. евро, рассматриваются, как я и сказал, в течение 1-2 дней. А те, что превышают эту сумму, – от 7 до 15 дней. Оговорюсь сразу, по признанию наших клиентов, это хорошие сроки рассмотрения, очень оперативные. Мы добиваемся этого путем четкого разграничения функций сотрудников компании, минимизацией бюрократических процедур и использования современных технических решений.

"Y": Почему работу "Парекс банка" в России было решено начать именно с лизинговой компании и почему в качестве первоначального объекта лизинга был выбран транспорт?

В.Д.: Это стандартный сценарий вхождения европейских финансовых структур на любые новые рынки. Потому что с точки зрения оценки риска лизинговые сделки для финансового учреждения являются наименее рискованными, так как сам предмет лизинга до последнего платежа является собственностью лизинговой компании. И в случае, если появляются проблемы с платежами, лизинговая компания имеет право просто изъять это оборудование или автомобиль. Собственно, и выбор транспорта объясняется этой же причиной. Понятно, что реализовать подержанную машину с целью погашения убытков в случае неплатежей клиента проще, чем станок. Но, естественно, изъятие – это уже самый последний пункт в решении проблем, и в нашей российской практике еще не было ни одного такого случая. Мы всегда стараемся в первую очередь решать проблему путем переговоров и находить варианты, которые позволят отсрочить платеж или подкрепить отношения поручительством других юридических или физических лиц. Изымать это оборудование компании просто невыгодно. Мы торгуем деньгами, нам ни станки, ни машины сотнями не нужны.

"Y": Какие планы у компании по дальнейшему развитию в России?

В.Д.: В начале года президент "Парекс банка" Валерий Каргин, выступая на пресс-конференции перед латвийскими СМИ, объявил о планах приобретения в этом году банка в России, с целью предложения классических банковских услуг, в первую очередь, в Москве и Санкт-Петербурге. Второе – значительное увеличение портфелей всех лизинговых компаний холдинга путем предоставления более выгодных условий финансирования, в том числе, понижения процентной ставки, увеличения сроков, уменьшения первоначальных взносов. Планируется также расширение географии сделок. И, как показывает ряд наших последних сделок, это уже происходит. Помимо Москвы мы финансировали проекты в Сибири, в Карелии. Мы открыты для любых клиентов. Главное, чтобы это была транспарентная, крепко стоящая на ногах, рентабельная компания с устойчивыми финансовыми показателями, успешно работающая в своем секторе, отрасли, регионе. Будет проходить некоторое фокусирование на ряде отраслей, таких как железнодорожная, телекоммуникационная, порты, дорожное строительство. Хотя и другие отрасли тоже нас интересуют. И, наконец, с прошлого года мы начали расширять свой ассортимент. Если изначально мы осуществляли сделки только с автотранспортом, то сейчас занимаемся уже и лизингом оборудования, и, возможно, к середине текущего года начнем заниматься лизингом недвижимости – этот вопрос сегодня находится на стадии юридической проработки.

Выбор читателей