Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Еще совсем недавно портреты ее отца-основателя Николая Карасева в обрамлении флажков и вымпелов можно было видеть в многочисленных пунктах по сравнительно честному отъему средств граждан в 40 субъектах Российской Федерации. Размах PR-кампании СИ поражал воображение. Под рекламу выкупались целые полосы районных и областных газет, на которых публиковались обширные невнятные тексты, наводившие скорее на мысль об НЛП, чем о такой, в общем-то, прозе жизни, как строительство жилья.
Судите сами. Один из текстов предлагал будущим счастливым обладателя квартир от СИ вдуматься в самый смысл этого предприятия. Да, да, просто посидеть, подумать и представить, как "инициативно" будут решаться ваши "социальные" проблемы. Если чтение подобных мантр оставляло какие-то сомнения, то можно было развернуть другую газету и заняться чтением опоэтизированной биографии самого г-на Карасева. Узнать, например, что он является доктором экономических наук, действительным членом РАН, председателем рабочей группы Торгово-промышленной палаты РФ, состоял членом Экспертного совета Госдумы, имеет свыше 20 государственных орденов и медалей, а также диплом РАЕН "Разум, Доблесть, Честь", почетное звание и почетный знак "Рыцарь науки и искусства", и прочая, и прочая. Само собой, читателю настойчиво вдалбливалось, что Карасев примерный семьянин: отец, дед и вообще воплощение порядочности.
Нет, мы ни к коей мере не ставим под сомнение любовь "Рыцаря науки и искусства" к детям и животным. Мы просто обращаем внимание, что ни в одном из этих материалов не было, например, ни малейшего намека на редкую юридическую форму ассоциации СИ – "коммандитное товарищество", а также на то, что, заключая с СИ договоры инвестирования, граждане автоматически принимают на себя присущие любому (даже честному) бизнесу риски. Другими словами, гражданам просто предлагали сыграть в увлекательную игру.
"Улучшаем жилье при нехватке средств"
Любым увлекательным играм подобного рода нужна легенда. Причем обязательно персонифицированная. За последние 10-15 лет россиянам было рассказано много таких сказок. Сердце обливалось кровью от подробностей душераздирающей истории о том, как бескрайняя сыновняя любовь подвигла доселе никому неизвестного Майкла Хьюза изобрести чудодейственный порошок "Гербалайф". Слеза наворачивалась от вестей с мозгового фронта, где бескорыстный исследователь Рон Хаббард открыл науку наук – дианетику. Не говоря уже об академиках человеческих душ из МММ и "Властилины".
Слепая вера в "научные достижения" является питательной средой для мастеров недобросовестной рекламы. И вот в российской экономике появился светоч, который на кончике пера открыл тоже что-то неведомое и маняще-загадочное, что позволило сразу уменьшить стоимость возводимого жилья вдвое. И это притом, что сама "Социальная инициатива" ничего не строила, предоставляя это право подрядчикам, т.е. была просто звеном в цепи, по которой идут к фактическим строителям тающие деньги инвесторов. Умудряясь при этом тратить немыслимые деньги на свой агрессивный PR и, судя по скорости предоставляемых повсеместно под строительство земельных участков, не особенно экономя на многочисленных "согласованиях".
Русская народная песня "Кирпичики"
Так получилось, что я по делам часто проходил возле строительной площадки "Социнициативы". Сначала все было обычно: красочные щиты, забор, внутри – полынь и лебеда. Через год в центре площадки возникла небольшая груда кирпича. Это был момент, когда мои сомнения, возникшие по поводу СИ, переросли в твердое убеждение – ничего никто здесь строить не собирается. Хоть я не строитель, но знаю: под дом должен быть выкопан котлован со сваями. Копать и забивать сваи долго. Завозить кирпич заблаговременно на неохраняемую площадку, окруженную небогатым частным сектором, может только слабоумный. Люди на себе будут носить его поштучно по ночам, и от кучи быстро ничего не останется. Организаторов "Социальной инициативы" можно заподозрить во многом, но только не в слабоумии. Остается единственное объяснение – машину кирпича привезли успокоения для вкладчиков, тревожно бегающих к площадке каждый день.
Вскоре после злополучной машины кирпича в газетах появились призывы просто нести в корпорацию деньги под нереально высокие проценты, предложения каких-то невнятных схем покупки "условных метров". То есть выбирался уже клиент помельче, у которого не было средств на квартиру. Все это больше походило на агонию. Потом – история с трансформацией "Социальной инициативы" в "Доступное жилье", которое в народе сразу же окрестили "Доступным жульем".
Что дальше?
По человечески г-на Карасева жалко. Пожилому человеку в тюрьме не место. Хэппи-эндом мог бы быть следующий сценарий: Карасева выпускают, "Социальная инициатива" инициативно решает социальные проблемы своих вкладчиков (или хотя бы отдает деньги), счастливые новоселы въезжают в квартиры. Но такого, увы, не получится. Большая часть средств ушла неизвестно куда и вряд ли будет найдена. Брендом "Социальная инициатива" теперь можно разве что пугать детей. Похоже на то, что выход г-на Карасева из тюрьмы никому из тех, кто хапнул свое от большого пирога под названием "СИ", не нужен.
Вокруг недостроя СИ будет идти возня помельче. Привлекательные площадки будут застроены новыми строительными организациями, но свое право на квартиры в новостройках из прежних дольщиков удастся отстоять немногим. Вокруг региональных представительств СИ какое-то время наверняка будут орудовать мошенники, использующий тот фактор, что люди, потерявшие большие суммы денег, находятся в состоянии глубокого стресса и их гораздо легче подтолкнуть на новые необдуманные поступки, на попытку "отыграться". Так что новый сбор средств на реанимацию проектов СИ не исключен. Вряд ли стоит говорить, что желанный час новоселья такой вариант не приблизит.
Последний прогноз можно дать с наибольшей долей уверенности. Россиян впереди ждут новые знакомства с открытиями науки, сопровождающиеся массовым отбором средств. Хождение по инвестиционным "граблям" превращается в наш национальный вид спорта.
Ситуация может еще больше обостриться