Быт рижской коммуналки и образ мегасекты

Москвичи увидят нашумевшую постановку Херманиса: четырехчасовую инсценировку романа Владимира Сорокина "Лед". Режиссер определил жанр как "коллективное чтение книги с помощью воображения"


ФОТО: netfest.ru



NET, фестиваль Нового европейского театра, привозил в Москву постановки главрежа Нового Рижского театра дважды. В 1999-м приезжал "ХХ век. Поезд-призрак", в 2003-м - "Ревизор". И если в 1999-м нас знакомили с многообещающим молодым режиссером из Латвии, то в 2003-м представляли Алвиса Херманиса как постоянно гастролирующую по театральным весям и фестивалям Европы звезду. 30 апреля и 1 мая NET покажет в Москве два новых спектакля Херманиса.

Кто видел представленный вторым NET-фестивалем "Поезд-призрак" Херманиса, тот помнит, что фонограмма его шла на русском языке, и текст ее содержал записанные с помощью диктофона рассказы рижских пенсионеров. На полках стеллажа на сцене выставлен был коллаж из предметов, ностальгирующих по нашему общему с Латвией советскому прошлому. "Долгая жизнь", первая из привозимых ныне постановок знаменитого рижанина, в этом смысле - развитие начатой им в конце ХХ века темы, только текст в ней напрочь отсутствует. Заменяет его старческое воркование.

"Долгая жизнь" препарирует стариковский быт рижской коммуналки, где проживают пятеро пенсионеров. Две семейные пары, русская и латышская, и бывший – о, ужас! - легионер. В немецкий легион времен Второй мировой записывались борцы за независимость Латвии, свято убежденные в том, что после победы над коммунистами, они избавятся и от фашистов. За поиском смысла спектакля далеко ходить не следует: старость не радость, гласит он, перед возрастом все одинаково равны в независимости от идей или национальности, и в наше время старость означает лузерство на всем постсоветском пространстве. Разделив Гран-при престижного европейского фестиваля со знаменитым Хайнером Геббельсом, Херманис так характеризовал свой спектакль: "Три молодых актера и две молодые актрисы в течение часа и сорока минут без антракта играют стариков - без грима и без текста…У спектакля есть сюжет, есть, извините, режиссер, но во многом это результат коллективного творчества. В каком-то смысле наш радикально-бытовой спектакль отвечает на главный вопрос - "что означает для театра XXI век?"

Вторая из привозимых, еще более нашумевшая постановка Херманиса, - четырехчасовая инсценировка романа Владимира Сорокина "Лед". Режиссер определил жанр как "коллективное чтение книги с помощью воображения". Темой последнего романа главного "порнографа и калоеда" страны (по мнению "Идущих вместе"), а на самом деле одного из самых крупных русских прозаиков современности, стали духовно-мистические поиски инопланетных сектантов.

По свидетельству одного из устроителей NET, критика Р. Должанского, бывшего на премьере "Льда" в рамках фестиваля во Франкфурте, "действие происходит на голой сцене, десять актеров играют в будничной одежде, большую часть времени обходятся стульями и парой столов, демонстративно не выпускают из рук книжек с текстом. Так в последнее время любят показывать "новую драму", отметая претензии "старого театра" на образность и метафоричность". Однако ухищрений, позволяющих публике "включать воображение", несколько. А в финале зрители смогут даже увидеть зримый образ мегасекты по версии Херманиса, и он станет для многих утешительным, или малоутешительным (не все ли равно), главное, что - сюрпризом. Да и абсурдность коллизии при нарочитой идейной дегуманизации сорокинского материала свидетельствует в пользу его явной антитоталитарной направленности.

Гастроли Jaunais Rigas Teatris пройдут на двух противоположных друг другу по величине площадках. На одной из лучших камерных сцен Москвы - "Под крышей" театра им. Моссовета. И в гигантском пространстве Галереи Якута - "Газгольдере". В первую ввезут раритетную коллекцию хлама, представляющего собой реквизит "Долгой жизни", вторая оказалась самым подходящим местом для представления "Льда". Благодаря проекту NET-фестиваля, москвичи далеко не последними смогут увидеть хиты, без конца кочующие по самым громким современным европейским фестивалям. Устроители гастролей JRT могут с гордостью признать факт, что некоторые из этих авторитетных форумов стоят даже в очереди за Москвой.

Выбор читателей