Национальная копилка России прирастает на чужих бедах

Повышение стоимости казначейских облигаций США во время ипотечного кризиса позволило российскому стабфонду не только не потерять в весе, но даже заметно в нем прибавить




Мировой кризис ликвидности играет на руку российскому Минфину. Теперь ему есть что возразить сторонникам более доходной, а значит, и более рискованной политики управления средствами стабфонда. Вырабатывая инвестиционную стратегию его преемников - Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, правительству еще предстоит определиться, насколько оно готово рисковать "закромами родины". В Минфине намерены отстаивать свою консервативную политику: включать риск овые инструменты чиновники планируют очень осторожно.

Стабилизационный фонд был создан в 2004 г. для снижения рисков неисполнения государством расходных обязательств в случае резкого снижения цен на нефть. Того, что высокие показатели в этой сфере рынка закрепятся надолго, никто не ожидал. Потому позднее основной задачей стабфонда стала стерилизация потока нефтедолларов, который российская экономика оказалась не в состоянии переварить без ущерба для макроэкономической стабильности. Эти деньги было решено тратить лишь за пределами страны: на досрочное погашение внешнего долга и инвестирование в высоколиквидные и наиболее надежные облигации иностранных государств.

Напомним, что с 1 февраля 2008 г. стабфонд прекратит свое существование. Сейчас на его базе создаются Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Цель управления Резервным фондом - обеспечение его сохранности и получение небольшого стабильного дохода. Фонд национального благосостояния, напротив, в первую очередь будет ориентирован на получение дохода. Средства Резервного фонда, согласно уже принятым поправкам в Бюджетный кодекс, разрешено вкладывать в иностранную валюту, облигации других государств и государственных агентств, ценные бумаги международных финансовых организаций и депозиты иностранных банков. Перечень разрешенных для инвестирования инструментов Фонда национального благосостояния шире - в него будут добавлены еще акции и облигации иностранных компаний.

Предполагается, что для фонда национального благосостояния в инвестиционной стратегии будет сделана оговорка о возможном негативном результате от его размещения. Соответствующие предложения Минфин внес на рассмотрение правительства, а Госдума обсудит вопрос размещения ФНБ осенью. Несмотря на начавшуюся избирательную кампанию, проблем с принятием подходящих поправок в Бюджетный кодекс, как обещают единороссы, не будет.

Но у Минфина есть еще и другие предложения по управлению новыми фондами. В настоящее время валютная структура стабфонда на 45% состоит из американской валюты, на 45% - из евро и на 10% - из фунтов стерлингов. Сейчас в ведомстве Кудрина обсуждают возможность ее диверсификации за счет включения иены и швейцарского франка. Разбавлять валюты, по мнению независимых экспертов, надо путем снижения доли доллара, поскольку эта валюта, по всем прогнозам, продолжит свое падение. Чтобы застраховаться от рисков, например, укрепления рубля по отношению к другим единицам, в которых номинированы деньги фондов, в Минфине хотят использовать производные финансовые инструменты. Но пока это только вопрос для обсуждения.

Правительству еще предстоит решить, насколько оно готово рисковать деньгами национальной копилки. Структура инвестиционного портфеля будет определяться его постановлением. И если еще полгода назад чиновники были серьезно настроены на вложения средств ФНБ в высокодоходные, а значит, и рискованные бумаги, то теперь принять такие решения будет непросто.

Напомним, что потрясения на мировых рынках начались из-за ипотечного кризиса в США. Причиной его стала неспособность заемщиков платить по ипотечным кредитам. В итоге были закрыты десятки компаний, работавших с ипотекой. Вслед за американскими рынками стали падать европейские, азиатские и российские фондовые индексы. Тем не менее островком стабильности стали для инвесторов традиционно низкодоходные казначейские облигации США, в которые инвертируется часть денег стабфонда. Рынок рассматривал их как самые надежные бумаги, и на фоне ожиданий по снижению учетной ставки США спрос на данный вид вложений резко вырос. Повышение стоимости казначейских облигаций США позволило стабфонду не только не потерять в весе во время кризиса, но даже заметно в нем прибавить.

Последние события убедили Минфин в правильности его подхода. По словам замглавы департамента международных финансовых отношений, государственного долга и международных финансовых активов Минфина Петра Казакевича, министерство не намерено изменять своей осторожности: включать новые классы активов с повышенным риском оно будет очень медленно. Хотя последнее слово по структуре инвестпортфеля остается у правительства.

Выбор читателей