Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Главная сложность вопроса, по мнению эксперта, заключается в том, что основным механизмом получения прибыли в мировой экономике на протяжении последних 30 лет был доступ к эмиссии доллара. Именно за счет эмиссии США стимулировали спрос в своей стране, чем обеспечивали подъем экономики крупнейших стран и регионов-экспортеров, таких как Европа, Япония и Китай, и мировой экономики вообще. Сегодня стало очевидно, что этот механизм исчерпан. "Но это означает, что мы должны не просто придумать новую мировую валюту, но и в качестве ее основания предложить новый механизм получения прибыли в мировой экономике. Без этого эффекта не будет, мы просто будем заниматься оштукатуриванием старого дома, у которого уже сгнил фундамент", – предупреждает Хазин. По его словам, только после создания механизма, на котором будет построена мировая экономика в следующую эпоху, можно будет реально говорить о новой мировой валюте. Пока такого механизма не существует.
По мнению руководителя Центра исследований постиндустиального общества Владислава Иноземцева, с устранением доллара как мировой резервной валюты не следует торопиться до тех пор, пока экономики большинства стран крайне зависят от ситуации на международном валютном рынке, связанной с курсом доллара и с его стабильностью. Тем более что последние кризисные месяцы показали: доллар выполняет свою мировую функцию – начиная с прошлой осени он подорожал фактически ко всем крупным мировым валютам. И в этой связи несколько странным выглядит тот факт, что инициаторами обсуждения вопроса о нестабильности доллара на саммите G20 выступили Россия, Южная Африка, Бразилия, Индия, чьи собственные валюты на 25% - 30% упали по отношению к доллару за последние полгода.
Кроме того, как показывает историческая практика, ни одна валюта не становилась мировой резервной, не будучи национальной денежной единицей той или иной страны. "Региональными валютами могут стать юань, рубль. Но я не верю в то, что какая-то искусственная конструкция типа SDR может стать новой мировой валютой", – говорит Иноземцев. Однако он согласен с тем, что сейчас США снижают степень своего могущества, как экономического, так и политического. И на повестке дня возникает вопрос: кто сможет стать преемником Соединенных Штатов с точки зрения роли на международных валютных и финансовых рынках. "Если судить по статистике банка международных расчетов, в 2008 г. на долю рубля в мировых валютных транзакциях приходилось 0,13%, юаня чуть больше – 1,5%. Поэтому мне кажется, что естественным преемником доллара на сегодняшний день может стать только евро", – размышляет эксперт. Он полагает, что постепенный переход от доллара к евро помог бы осуществить мягкий переход к постамериканскому периоду развития. И, лишь оставив позади эпоху американского доминирования, можно будет задуматься о новой мировой архитектуре, в том числе и финансовой.
Представители китайской стороны, в свою очередь, отмечают, что доллар и его курс является орудием в руках американской финансовой системы, ФРС и властей США, и они используют его для того, чтобы в ходе борьбы с кризисом получить максимальную выгоду. Такой способ действия очень невыгоден Китаю как стране, обладающей большими валютными резервами, и России, обладающей большими запасами природных ресурсов. И даже если другая валюта заменит доллар, это не поможет избавиться от недостатков всей системы, в центре которой находится одна суверенная валюта. Именно поэтому и возникла идея с созданием наднациональной валюты. А переходным методом могла бы стать система, в которой несколько мировых национальных валют играют роль резервных и между ними существуют отношения определенного сотрудничества. Разумеется, сложно ожидать, что за короткий период удастся резко поменять мировую финансовую систему, но кое-что все-таки можно предпринять, действуя в рамках существующий системы МВФ. Например, стоит подумать над тем, чтобы ввести ограничения для резкого изменения курса мировых резервных валют и ограничения их эмиссии.
Не обращать на это внимание уже невозможно