Путешествие ко дну кризиса затянется надолго

Существенное улучшение внешних условий не помогло улучшить ситуацию в реальном секторе, и на восстановление темпов роста российской экономики в этом году рассчитывать не стоит




Мировая экономика почти нащупала дно кризиса. И хотя в реальном секторе никаких индикаторов, говорящих о начале роста, еще не наблюдается, спад, судя по всему, заканчивается, и мир замер в ожидании хороших новостей. Однако на восстановление темпов роста российской экономики в этом году рассчитывать не стоит. Такой вывод сделали специалисты института "Центр развития" Государственного университета – Высшей школы экономики, проанализировав текущие тенденции. "Все финансовые показатели, так или иначе, улучшаются, главным образом, по причине роста цен на нефть и укрепления рубля, но в то же время реальные показатели и перспективы экономики ухудшились", – поясняет старший научный сотрудник "Центра развития" Максим Петроневич.

Исследователи напоминают, что второй квартал текущего года характеризовался существенным улучшением внешних условий – повышением цен на нефть с уровня $40 – $45 за баррель в первом квартале до $60 – $65 за баррель во втором и чистым притоком иностранного капитала. Это привело к заметному укреплению курса рубля (на 11% к уровню начала февраля). С учетом того, что и переговоры российских компаний по реструктуризации долгов продвигаются достаточно успешно, давление на платежный баланс, по мнению экспертов "Центра развития", исчезло, а это, в свою очередь, означает уменьшение угрозы девальвации рубля. Еще одна хорошая новость – замедление темпов роста годовой инфляции до 12,8% по итогам мая. Помимо укрепления рубля этому способствовали снижение мировых цен на продовольствие и приостановка повышения тарифов на услуги естественных монополий.

Вместе с тем благоприятные внешние факторы не помогли улучшить ситуацию в реальном секторе: безработица продолжает расти, совокупный спрос падает, промышленность и экономика в целом (ВВП) не демонстрируют сил "к отскоку", а продолжают медленный спуск вниз. Рост зарплат в бюджетной сфере замедляет, но не предотвращает общего снижения реальных доходов населения и совокупного потребительского спроса, а антикризисные меры правительства пока не принесли заметного положительного эффекта. Так, например, буксует программа льготного автокредитования. По словам директора "Центра развития" Натальи Акиндиновой, ошибка разработчиков состояла в том, что в программу были включены банки. "Если бы правительство субсидировало не процентные ставки, а просто часть цены для покупателя, эффект был бы больше", – полагает она.

Больше всего от снижения потребительского спроса страдают обрабатывающие отрасли, которые к тому же сталкиваются с недоступностью кредитов и уменьшением инвестиций. Промышленность попыталась адаптироваться к кризисным явлениям путем снижения издержек (за счет сокращения численности занятых на 8% и зарплаты на 25% – 30% в валютном выражении) и даже достигла к маю положительной рентабельности. Но ожидаемого импортозамещения так и не произошло, а последовавшее за зимней девальвацией укрепление курса рубля существенно снижает созданные конкурентные преимущества российских производителей, которым приходится искать пути дальнейшего снижения издержек, если это вообще возможно, или сокращать объемы производства.

Однако наибольшую тревогу внушает положение дел в банковском секторе. Кредитный портфель частных банков сокращается по причине высоких рисков кредитования; кроме того, из частных банков утекают средства корпоративных клиентов. Зато госбанки под давлением правительства наращивают плохие долги, что способствует их постепенному накоплению в банковской системе в целом. Эксперты из "Центра развития" считают подобную политику ошибочной. Накопление плохих долгов госбанками будет подрывать их устойчивость и требовать новой поддержки за счет бюджета. И вообще заливание банков ликвидностью вместо быстрой расчистки их балансов от плохих долгов может превратить банковский сектор в зомби, не способный кредитовать реальный сектор. Более того, в результате он станет тормозом экономики.

Вызывает вопросы и бюджетная политика, при которой, с одной стороны, ограничивается дефицит бюджета с целю сохранения бюджетных резервов, но в то же время в рамках социального контракта в бюджет-2010 закладывается 40%-й рост пенсий. В результате, по сути, в очередной раз происходит в прямом смысле проедание резервов, когда социальные непроизводительные расходы растут в ущерб расходам производительным (инвестиции и государственные услуги). К тому же рост выплат населению несомненно приведет к разогреву инфляции, что поставит под вопрос целесообразность жесткой бюджетной политики.

Если предпринимаемые правительством антикризисные меры и впредь будут столь же неэффективны, то даже при сохранении текущего уровня цен на нефть ($70 за баррель) исследователи прогнозируют сокращение ВВП РФ в 2009 г. более чем на 10,5%, а в 2010 г., в случае урезания бюджетных расходов на 1 трлн рублей, – еще на 4,3%. При этом нельзя сбрасывать со счетов вероятность возвращения цен на нефть на кризисные уровни и обострения связанных с этим проблем у федерального бюджета и у нефтяной промышленности.

Выбор читателей