Последний сбой Тарантино

"Бесславные ублюдки" – настолько же странный, насколько и типично "тарантиновский" фильм. Уйдя в последних работах от чистого постмодерна, режиссер как будто решил вспомнить молодость и снял этакий гиперпостмодерн




Бесславные ублюдки (Inglourious Basterds)
США, 2009
Режиссер: Квентин Тарантино
В ролях: Брэд Питт, Мелани Лоран, Дэниэл Брюль, Кристоф Вальтц, Тиль Швайгер, Диана Крюгер


В названии своего последнего фильма Тарантино сознательно допустил ошибку, так что слово "ублюдки" по-русски можно было бы перевести еще более жестко – "выблядки".

В "Inglourious Basterds" впервые за всю режиссерскую карьеру Тарантино мы видим сценарные просчеты, которые выпирают именно потому, что времени для развития сюжетных линий, так ярко заявленных в прологе, катастрофически не хватило.

Это настолько же странный, насколько и типично "тарантиновский" фильм. Как всегда в тугой узел, который разрубается в финале, сплетаются несколько трагикомических историй, окуная публику в параллельную вселенную, где Вторую мировую войну выигрывают евреи-террористы под руководством американского сержанта Альдо Рея (Брэд Питт).

Все "ублюдки" в команде Рея, выдающего себя за метиса белого и апача, обязаны, в соответствии с индейскими традициями, снимать со своих жертв скальпы, что они и делают с завидной натуралистичностью. Эта милая компания на протяжении всего фильма доказывает свою неуязвимость, пока в один прекрасный момент их похождения не прерывает засада, обрывающая несколько так и недорассказанных биографий.

Параллельно мы наблюдаем за работой этакого нацистского Пуаро – полковника Ханса Ланда в блестящем исполнении австрийского актера Кристофа Вальтца, который выслеживает некогда отпущенную им по недоразумению девушку Шошанну (Мелани Лоран). В нее, в свою очередь, безнадежно влюблен герой войны и любимец самого Геббельса простой солдат Фредрик Цоллер (Дэниэл Брюль), который однажды, держа оборону в крепости и имея запас в тысячу патронов, убил из винтовки 300 человек за три дня.

Линия расследования фашистской ищейки пересекается с операцией англичан по уничтожению высшего руководства рейха, которое должно собраться на парижской премьере фильма, где солдат Цоллер сыграл самого себя, и именно в кинотеатре в его пассии мы узнаем ту самую еврейку, которую упустил полковник Ланд.

Можно было бы без особых оглядок на опасность спойлинга описать еще с десяток персонажей, с легкостью вброшенных в сценарий рукой мастера, но нет нужды это делать, поскольку многие линии никуда не приведут, а закольцуется лишь история главных персонажей.

И в силу этого "Бесславные ублюдки" оставляют двойственное чувство. Во-первых, редуцировано множество шуток, оставлены лишь некоторые прямолинейно-ударные. Диалоги урезаны в угоду сценам насилия, в которых уже не чувствуется грань между постмодернистским стебом в авторском стиле и триллерами би-муви, в любви к которым режиссер признавался в "Грейндхаусе".

Во-вторых, при всем уважении к голливудским звездам, европейские актеры, которых Тарантино непременно хотел снять в фильме о европейской войне, как-то не находят общего языка с заокеанскими коллегами. Возможно, это дефект дубляжа; возможно, жанровый просчет. В прологе Тарантино объясняется в любви Серджио Леоне, практически снимая сцену из "Хорошего, плохого, злого", чтобы затем уйти от этой стилистики к иной, но также весьма узнаваемой, в духе "Крепкого орешка".

В целом, уйдя в последних работах от кристально чистого постмодерна, автор как будто решил вспомнить молодость и снял этакий гиперпостмодерн. Несмотря ни на что, "Inglourious Basterds" – фильм из разряда "must be seen", и я бы даже сказал, не один раз. Все время хочется додумать сцены, которые автор оборвал, и, конечно, услышать язык оригинала, а не тупой русский дубляж, уже спародированный сетевыми остроумцами. И еще: в "Бесславных ублюдках" есть необычайно красивые и сентиментальные сцены, в чем Тарантино раньше замечен не был. Неужели стареет?

В прокате с 20 августа

Выбор читателей