Флот заказал советские подлодки

Секрет "Варшавянки", прозванной американцами "черной дырой", кроется в уникальной малошумности. Подлодка способна обеспечить защиту акватории Дальнего Востока от кораблей и субмарин вероятного противника  

ВМФ России заказал шесть неатомных дизель-электрических подлодок "Варшавянка" для Тихоокеанского флота. На первый взгляд, возврат к лодкам 3-го поколения, созданным в 1980-е годы, выглядит атавизмом. Причина возрождения "Варшавянки" - огромный неисчерпанный технический потенциал.

Дизельная подводная лодка "Варшавянка". Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС

В частности, неповторимая до сегодняшнего дня невидимость субмарины для натовских подлодок более высокого класса. Американским ВМС она виделась "черной дырой", наподобие АПЛ "Красный октябрь" из одноименного голливудского фильма. Секрет кроется в уникальной малошумности лодки благодаря изобретению секретного "резинового" материала, поглощающего все звуки. До сих пор "Варшавянка" способна противостоять натовским подлодкам 4-го поколения, созданным на рубеже 1990-х и "нулевых" годов.

Создателем неатомных подлодок 3-го и 4-го поколения является конструктор и разработчик ВМФ СССР и России Юрий Николаевич Кормилицин. В начале 1980-х он создал "чудо" в истории подводных кораблей - бесшумную "Варшавянку".

По оценкам военных экспертов, советская подлодка способна обеспечить национальную безопасность в акватории Дальнего Востока от кораблей и лодок вероятного противника. "Варшавянки" будут строить в модернизированном виде для установки современных ракетных пусковых установок и боевой информационно-управляющей системы (БИУС). Модернизированные лодки этого класса уже поступили на Черноморский флот в количестве 6 штук. В апреле 2016 г. в Санкт-Петербурге были спущены на воду последние подлодки для ЧФ. Одна из субмарин даже успела поучаствовать в пуске новейших ракет "Калибр-НК" по террористам в Сирии в 2015 году.

Напомним, что в 2010 г. ВМФ ввел в строй подлодку 4-го поколения "Лада", при этом активно ведется разработка 5-го поколения неатомной подводной лодки класса "Калина". Однако ставшая легендой бесшумность "Варшавянки" позволяет еще долго держать ее в арсенале флота. ВМФ США до сих пор не может приблизиться по техническим решениям к советскому проекту. Созданные в тот же период АПЛ "Лос-Анджелес" значительно "громче" российской субмарины.

От Средиземноморья до Японии

Что же может противопоставить модернизированная советская подлодка флоту альянса на обоих направлениях от Черного моря до Курильских островов?

В первую очередь арсенал новых "Варшавянок" стал богаче: шесть установок с противолодочными торпедами, современный ракетный комплекс "Калибр", морские мины, переносные зенитно-ракетные комплексы "Стрела-3".

"На Тихоокеанском флоте "Варшавянка" будет защищать на рубежах подходы к Курильским островам, Петропавловск-Камчатский, Корейский пролив, - поясняет военно-морской эксперт Юрий Ведерников. - Эти субмарины успешно вписываются в стратегию обороны Дальнего Востока. То есть защита островов, рубежей и акваторий без ухода в дальнее плавание, поскольку лодка может находиться скрытно под водой не более 5-7 суток. Но для отражения атак и принятия контрмер ресурса у нее достаточно. На дальневосточных рубежах нет потребности размещать лодки с ядерными ракетами, поскольку в Японии сконцентрировано 42 ядерных реактора на малом пространстве. Достаточно нескольких ракет "Калибр" в случае нападения, и противнику будет не до войны".

Вопрос установки новых ракет "Калибр" для "Варшавянки" стоял еще в "нулевые" годы. Требовалось лишь сменить люки открывания для пуска, но стоимость модернизации была столь низкой, что не заинтересовала руководителей того времени. Сумма, которую можно было "освоить", для них была мала. На новых субмаринах для ЧФ и ТФ вопрос ракетного оснащения решен. Другим немаловажным фактором является интеграция боевой информационно-управляющей системы (БИУС) с ракетным комплексом и двигателем. В 2012 г. решался  вопрос, как модернизировать устаревшую БИУС под современные системы. Эксперты ставили под сомнение перспективы новой системы для советской субмарины, но успешные пуски ракет "Калибр" в Сирии показали, что она работает. Пройти омоложение советской подлодке помогла субмарина 4-го поколения "Лада". Несмотря на то что многие военные эксперты считают ее  развитием и модернизацией 3-го поколения "Варшавянки", это утверждение далеко от истины.

Промежуточное поколение

"Ладу" по праву можно назвать трудным ребенком 1990-х, на создание которого не было финансирования. Небольшие средства разработчики пускали на опытно-конструкторские работы (ОКР), чтобы соответствовать техническому уровню и вооружению западных аналогов. Средств на разработку анаэробной воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ), известной в мире как двигатель Стирлинга, у конструкторов не было. В результате получился проект с 127 опытно-конструкторскими работами на борту и дизель-электрическим двигателем. В то время немцы и французы уже активно строили субмарины с ВНЭУ. Главное преимущество этого двигателя состоит в возможности находиться под водой 20-25 дней без всплытия и оставаться бесшумным благодаря тихой работе установки. Но так получилось, что вопрос тишины советские конструкторы решили еще на "Варшавянке", поэтому "Ладе" не удалось стать прототипом для рестайлинга "Варшавянки".

Конечно, 127 новых разработок сделали из субмарины плавучую лабораторию, позволили изучить новые системы на действующем корабле. Однако взаимодействие большого количества новых технологий стало ключевым недостатком "Лады" - новые решения постоянно конфликтовали между собой, как разные программы на обычных компьютерах. Тем не менее в судостроительной корпорации (ОСК) сообщили, что сегодня успешно испытаны и реализованы 130 новейших образцов радиоэлектронного и корабельного оборудования, установлены модернизированные двигатели на "Ладах".

В 2019 г. к спуску на воду готовятся вторая и третья субмарины этого класса: "Кронштадт" и "Великие Луки". Они станут последними в классе 4-го поколения. Затем для флота будут производиться подлодки 5-го поколения "Калина" с анаэробными двигателями (ВНЭУ). В декабре 2014 г. была завершена научно-исследовательская работа "Калина-ВМФ" с выполнением аванпроекта неатомной подлодки с анаэробным двигателем и литий-ионной аккумуляторной батареей согласно всем требованиям по ТТХ от Минобороны. Сейчас идет активная разработка этих лодок в КБ "Рубин". Но огромный испытательный пласт на "Ладе" будет еще востребован и реализован в нескольких поколениях подлодок. Также, возможно, "Лада" будет поставляться на экспорт.

Непобедимая "Варшавянка"

Популярность "Варшавянки" подтверждают и экспортные контракты. В июне этого года Индия и Россия заключили предварительный контракт на лицензионное производство "Варшавянки" в индийских доках. Активно закупают готовые лодки вьетнамцы, китайцы. Несмотря на то что французы  навязывают индийцам "Скорпену" 4-го поколения с анаэробным движком, там понимают, что это больше маркетинговый  ход для продаж. За двигателями ВНЭУ будущее, но нет никакой срочности закупать их сейчас за большие деньги. Сами немцы и французы лишь частично используют анаэробные установки на своих неатомных лодках, предпочитая экономить. Важным показателем остается цена. Западная субмарина типа "Скорпена" стоит $600 млн, в то время как "Варшавянка" обойдется в $450 млн при покупке и еще дешевле - при лицензионной сборке.

В Черноморской акватории "Варшавянке" могут противостоять натовские неатомные субмарины 4-го поколения "Скорпена" (Франция), U-212 и U-214 (Германия). Кстати, появлением серии U-214 немцы обязаны лодке "Лада" (экспортный вариант - "Амур"), которую они увидели на выставке и поняли, что их 212-я серия и близко не конкурирует с "Амуром".

На Тихоокеанском флоте "Варшавянке" будут противопоставлены субмарины 4-го поколения "Готланд" (Швеция) и "Сорю" (Япония). Как большинство натовских кораблей, они имеют анаэробные двигатели, но по уровню вооружения "Варшавянка" не уступает, а даже превосходит их за счет системы "Калибр".

Несмотря на то что срок от начала проекта до спуска подлодки на воду занимает от 15 до 20 лет, хочется надеяться, что в 2025 г. флот России увидит конкурентные лодки 5-го поколения класса "Калина". А пока будем заводить "Варшавянку". 

Выбор читателей