Мощь армии не прирастает шароварами

Очередной скандал в Киеве вызван неспособностью военного руководства выбрать униформу для армии и нежеланием солдат и матросов быть похожими на посмешище в глазах своего народа

Очередной скандал в вооруженных силах Украины вызван введением новой формы для моряков. Командующий флотом вице-адмирал Игорь Вронченко принял решение переодеть своих подчиненных в комплекты одежды американского флота. Правда, в США расцветка этой военной одежды вызвала скандал и руководство флота приняло решение оказаться от нее. Даже адмиралы не стеснялись отпускать едкие комментарии на этот счет. Так, американский военно-морской министр Рэй Мабус заявил, что лучше всего маскирующие свойства расцветки проявят себя в случае, если моряк свалится за борт. Действительно, темно-синяя окраска камуфляжа прекрасно скрывает силуэт на фоне моря. С точки зрения культурных традиций, представленная морская форма никак не вяжется с новой формой сухопутной, головные уборы которой явно несут на себе этнические черты.

Презентации новой формы Вооруженных сил Украины. Фото: Николай Лазаренко/ пресс-служба президента Украины/ ТАСС

Эффект от новшества вице-адмирала Вронченко оказался неожиданным: даже самые горячие патриоты нынешней киевской власти весьма скептически оценили форму, метко подчеркнув, что больше всего она ассоциируется с обликом чоповских охранников. Эклектичная военная символика сопровождает независимую Украину всю историю ее существования. В 1991 году руководство армии и страны оказалось перед неприятной дилеммой: с одной стороны, вся армия оказалась в форме еще советского образца с соответствующей символикой, которая была объявлена наследием оккупационного режима, с другой - своих вариантов формы, а главное средств на ее пошив, не было. Поскольку армия Украины не собиралась с кем-то активно воевать, то и проблема переодевания вооруженных сил скоро отошла на второй план. Президент Порошенко решил подойти к вопросу решительно и вновь ввести в элементы формы как можно больше этнических своеобычных элементов вслед за гетманом Скоропадским и Симоном Петлюрой.

Провозглашение независимости Украины в начале 20-х годов сопровождалось бурным ростом национализма и неприкрытой русофобией. Чтобы подчеркнуть свою обособленность от Москвы и Петербурга вооруженные силы молодой страны решили любой ценой не быть похожими на "кацапов" (притом, что большую часть офицерского корпуса составляли выходцы из императорской российской армии). Новые полки получили форму и названия как будто из старинных казачьих песен.

Вместо пехотных полков появились гайдамаки и сечевые стрельцы, которых обмундировали практически как персонажей ранних произведений Гоголя. Вместо шинелей пехотинцы получили ярко-синие жупаны - традиционный предмет одежды украинских крестьян. На смену фуражкам пришли высокие бараньи папахи со шлыком - ярким длинным куском ткани, похожим по крою на колпак, который спускался от верха шапки до уровня плеч, иногда даже несколько ниже. Узкие солдатские бриджи были заменены на широкие шаровары, выдержанные в единой цветовой гамме с жупаном. В качестве кокард и отличительных знаков во множестве появились трезубцы. Парадная форма офицеров была густо украшена позументом, в рисунке которого были как украинские, так и польские и даже венгерские мотивы.

За основу формы для кавалерийских частей (запорожцев) был взят облик казаков эпохи Сечи и всадников Речи Посполитой (Польши). Вместо гимнастерок и полушубков "запорожцы" получили кунтуши, венгерские доломаны и польские раздвоенные сверху шапки. Вместо традиционных польских сабель с сильным изгибом все-таки оставили кавалерийские шашки нового образца, которые носились в богато украшенных ножнах. В качестве уставной формы прически конникам рекомендовался хрестоматийный оседелец (чуб).

Повседневная одежда воинов тоже содержала массу элементов псевдоисторического стиля, как широкие кушаки, шаровары и вышиванки, на которые нашивались знаки отличия.

Внешне форма выглядела броско и эффектно, хотя и не без некоторого оттенка буффонады. Однако в ту эпоху, когда повсеместно использовались однотонные ткани защитных цветов, Украина сделала шаг назад. Во время боевых действий в поле все "петлички и выпушки" быстро приходили в негодность, а шаровары при намокании сковывали движения. Впрочем, в боях ни "запорожцы", ни сечевики практически не участвовали – так что оценить в полном объеме все прелести жупанов и кунтушей нового покроя им не пришлось. В связи с катастрофическим отсутствием финансов и производственных мощностей всю армию независимой Украины тогда переодеть в новую форму не удалось, большая ее часть донашивала царские шинели, папахи и золотые погоны. У современников новая форма вызывала насмешки, которые еще более усиливались от несоответствия бравого вида солдат их реальным боевым качествам, оказавшимся крайне низкими. Ни шлыки, ни папахи так и не смогли помочь гетману и Петлюре хоть немного удержаться у власти, мощь армии не приросла шароварами.

Так провалилась первая попытка украинизации военной формы. Кстати, многие армии развивающихся стран следовали по иному пути - брали за образец удобное и функциональное европейское обмундирование и не привносили в него каких-то своих культурных и национальных элементов, поскольку на боевой дух они влияют очень опосредовано. Так, в частности, поступила со своей военной формой Япония. В соседней Польше никто и не думал о кунтушах и доломанах – кавалеристы и солдаты вполне обходились единого покроя френчами и гимнастерками. В Красной армии был единственны исключением был уникальный головной убор - буденновка, созданный по образу средневековых островерхих шлемов. Вскоре буденновка недолго была вытеснена пилоткой.

Эклектический подход к дизайну военной формы, что сегодня, что почти сто лет назад иллюстрирует кризис украинской идентичности. Политическое руководство никак не может решить, сколько составных частей поляка, венгра, малороссийского крестьянина должно быть в настоящем украинце и как это должно отразиться на мундирах. Если нет согласия даже в таких чисто формальных вопросах, не будет их и на уровне глобальных проблем развития армии и государства.           

Выбор читателей