Россиян зазывают на "черную пятницу"

В минувшую ночь в нашей стране стартовала акция, которую с нетерпением ждет множество покупателей в надежде приобрести вожделенный товар за гораздо меньшие деньги. Но оправдаются ли их ожидания

В этом году "черной пятницей" в России день тотальных распродаж стал только условно, поскольку начался с ночи на четверг и продлится во многих магазинах аж до конца выходных. Отечественные интернет-магазины как минимум на сутки опередили прародителя подобных акций - американский онлайн-ретейл, который, придерживаясь традиций, даст старт желающим удовлетворить потребительский зуд именно в пятницу.

Фото: Сергей Бобылев/ ТАСС

Нынешние распродажи широко рекламировались в российской прессе и интернете, покупателям обещали скидки аж до 90% на широкий спектр товаров - от электроники, бытовой техники и разнообразных товаров для дома до одежды, косметики, украшений и игрушек. Как заявляют в Ассоциации компаний интернет-торговли, в этом году в акции принимает участие в той или иной форме несколько тысяч компаний. 

"Черные пятницы" ежегодно устраиваются в России с 2013 г., но до масштаба американских им еще далеко - во время прошлогодней акции, например, как сообщали сами ретейлеры, объем продаж вырос в среднем на треть, средний чек оформленных за период акции заказов составил 2/3 от регулярного среднего чека. Но найти сколько-нибудь внятные данные по общему объему продаж по стране "Утру" не удалось. Для сравнения: в США, где, впрочем, тотальные распродажи охватывают и офлайн-, и онлайн-торговлю, объем интернет-продаж достиг $4,45 млрд (+16,1% по сравнению с прошлым годом). А всего американские магазины заработали в эти дни $10,4 млрд, почти на 12% меньше, чем в 2014 г. ($11,6 миллиарда).

Но есть большая разница между тем, что предлагают своим покупателям отечественные и заокеанские продавцы. Понять ажиотаж американцев в общем-то можно - в это время там действительно можно купить по значительно более низким ценам товары вожделенных брендов и даже "свежих" коллекций и моделей.

В России же, если присмотреться к "заманчивым" предложениям повнимательнее, можно заметить, что высокие скидки предлагаются в основном на недорогие "неликвиды". А что касается сколь-нибудь актуальных моделей, то тут продавцы поскромничали - большинство таких товаров либо вообще не принимают участие в акции, либо дисконт по ним весьма невелик и не превышает 10-15%, то есть вполне сопоставим с проводимыми время от времени ординарными рекламными акциями.

Мало того, отечественных шопоголиков, все-таки польстившихся на "заманчивые" предложения, зачастую можно сравнить с игроками, севшими за карточный стол с шулером, - в пылу азарта они не замечают его уловок. Поясню, продавцы по-прежнему используют схему, которая традиционно используется во время любых распродаж и "разоблачается" после них. Все предельно просто: незадолго до старта скидок цена немного поднимается, но так, чтобы это не сильно бросалось в глаза, в момент распродажи объявляется % дисконта, но в реальности он оказывается значительно ниже разрекламированного. К тому же нередко за ту же цену тот же товар можно купить на рынке и в обычные дни, а иногда и дешевле. То есть главная цель, преследуемая покупателем, - купить желаемое за меньшие деньги - остается недостигнутой.

Для продавцов же интерес к участию в "черных пятницах" заключается не только в получении дополнительного дохода, но и в возможности привлечь новых клиентов.

Давайте же вернемся на Запад, вслед за которым двигаются отечественные ретейлеры.

Там интерес к дням тотальных распродаж продолжает падать как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов.

К примеру, в Великобритании, где еще год назад четверть населения планировала на этот день крупные покупки, в этом году число потенциальных покупателей, по данным Retail Economics, сократится на 4%.

Как показало исследование компании RetailNext, "черная пятница", которая ранее была главным днем в году для ретейла, поскольку приносила торговцам максимальный доход, привлекая наибольшее число посетителей в магазины, теряет былую привлекательность. Аналитики считают, что в нынешнем году лучшим днем по объемам продаж станет канун Рождества. А место "черной пятницы" в этом рейтинге - лишь третье, и 74% клиентов намерены оставить в магазинах значительно меньшие суммы. С оптимизмом ждут итогов этих дней лишь 40% ретейлеров. Как отмечают аналитики, причина и в том, что покупателям приелась эта идея, и в том, что ожидания продавцов и покупателей сильно разнятся.

А кроме того, многие бренды, за которыми ведут охоту шопоголики, и вовсе отказываются от участия в "черной пятнице" ради соблюдения ценовой политики, пишет The Wall Street Journal. Потребовали исключить свои товары из акции Michael Kors, Coach и Levi Strauss, и их не прельстили даже дополнительные доходы. И число таких брендов-"отказников" растет от распродажи к распродаже.

Не меньший пессимизм испытывают и там, где зародились "черные пятницы", - в Америке. Эти дни раньше считались главными торговыми днями года, когда магазины фиксировали максимальный поток покупателей и объемы реализации товаров. Теперь же в этом рейтинге "черная пятница" опустилась, по результатам исследования компании RetailNext, на третье место, уступив первенство предрождественской торговле.

Что же касается непосредственно продаж в "черную пятницу" в США, то аналитики отмечают четко сформировавшийся тренд - они перетекают в сеть (о чем мы, собственно, уже сказали выше), точнее - в мобильную сеть: мобильный трафик в Black Friday 2015 составил 57-60% общего трафика, а число покупок, совершенных со смартфонов, по сравнению с предыдущим годом выросло с 36% до 40%.

Значительно наращивают объемы продаж в дни таких акций, пожалуй, только китайцы. Как утверждает Alibaba Group, в ее "черную пятницу" в ноябре 2016 г. на крупнейших торговых площадках компании было осуществлено продаж на общую сумму более $17,8 млрд - на $3,5 млрд больше, чем годом ранее. Якобы в самые пиковые моменты обрабатывалось около 120 тыс. транзакций в секунду и принималось 175 тыс. заказов в секунду. Всего же за время акции якобы инициировано и успешно завершено 880 млн платежных операций. Впрочем, у некоторых эти цифры вызывают сомнения, и в адрес "Алибабы" раздаются обвинения в накачивании покупательского трафика с привлечением хакеров. Так или иначе, но на объемах продаж эти ухищрения, если они, конечно, имеют место, никак не отразились.

В России итоги мобильных продаж не подводились, но была зафиксирована обратная тенденция. Дело в том, что, если раньше в "черной пятнице" участвовали исключительно интернет-ретейлеры, то теперь к ней присоединяется все большее число офлайн-магазинов.

Выбор читателей