Пять знаковых кадров советского кино

В Центре фотографии имени братьев Люмьер открывается выставка, посвященная памяти знакового советского мастера мирового уровня Игоря Гневашева. Его фото со съемок фильмов становились визитной карточкой будущих шедевров

В среду, 1 февраля, в Центре фотографии имени братьев Люмьер открывается выставка, посвященная памяти знакового советского фотографа Игоря Гневашева - мастера, чье имя занесено в мировую энциклопедию. Он умер в прошлом году. За 40 лет он снял сотни кадров, которые вошли в историю фотографии. Режиссерами фильмов, на съемках которых он работал, были Бондарчук, Тарковский, Рязанов, Шукшин, Михалков, Гайдай, Соловьев и многие другие мастера отечественного кинематографа. Его фотографии со съемок фильмов становились визитной карточкой будущих шедевров. И у каждой из этих легендарных фотографий была своя история. "Утро" расскажет о пяти из них.

Юрий Яковлев

На съемках фильма "Иван Васильевич меняет профессию" кадр фотографа предвосхищал находку режиссера. Многие помнят, как в картине царь Иван Грозный, перемещенный в советские 1970-е, сидит на тахте, вертя в руках кассетный магнитофон. Этот эпизод появился в фильме почти случайно. Артист Юрий Яковлев в царском гриме отдыхал между эпизодами съемок, слушая кассетник. Фотограф Игорь Гневашев не удержался и снял этот момент. Режиссер Леонид Гайдай, обожавший импровизации, появился как раз вовремя, чтобы объявить: "Вот это мы и закрепим!" Сегодня эта работа уже на обложке книги "Иконы 1960-1980".

Василий Шукшин

Перед съемками "Калины красной" Гневашев уже давно был знаком с Василием Шукшиным. Но именно эту съемку на берегу Белого озера он почему-то называл особенной. "Работа над фильмом шла хорошими темпами, погода была идеальной, актеры - на высоте. Настроение у Шукшина было хорошее. Вот он и пригласил меня посмотреть на баньку, которую выбрали для съемок, а заодно и посетить ее. Банька была привлекательная, но я смог только нос в нее сунуть и понял, что такую парилку мне ни за что не выдержать. Увидев, как я шарахнулся от этого жара, Василий Макарович задумался. Так я его и снял". 

Ролан Быков и Кристина Орбакайте

Гневашев говорил: "Дети в кино - это отдельная история, веселая, сумбурная, непредсказуемая. Дети в кино - это цунами, управлять такой мощной силой могут редкие, уникальные люди, которые раздражают и которых взрослые скучные люди не принимают, даже не пытаясь что-нибудь понять в них. Таким был Ролан Быков - актер, режиссер, неистовый, ранимый. Незадолго до трагической операции он сказал: "Я хотел бы вернуться к себе, тому мальчику, который всех любил".

Андрей Тарковский

По словам фотографа, у каждого режиссера, с которыми он работал, были свои "заморочки" во время работы. "Они требовательные, придирчивые, медлительные, задумчивые, доброжелательные, нетерпеливые, всякие. Но я человек невидимка. На площадке меня не было видно и слышно. А наблюдать за всем этим интересно и даже поучительно", - заметил фотограф.

Так, на съемках фильма "Зеркало” Андрей Тарковский никак не мог добиться мгновенного прекращения ветра. Надо было, чтобы дул сильно, и внезапно - тишь. Это и впрямь трудно было сделать. Ветер получали при помощи авиамотора, остановить его можно было, но не сразу. "И вот Андрей Арсеньевич выходил из себя и сам садился за управление. И такое же требование было к дождю - он должен был сразу прекращаться. Уже посмотрев фильм, я понял, чего он добивался. В фильме такие моменты имеют глубокий смысл, а на съемках мне начало казаться, что у Тарковсокого что-то с нервами, уж больно рьяно он хватал шланг, из которого лился дождь", - рассказал Гневашев. 

Людмила Гурченко

За свою карьеру Гневашев не один раз работал с западными артистами. "Да, они никогда не опоздают на съемку, не появятся "поддатыми", они назубок знают текст, выучивают всю мизансцену, но вот просят, например, шведскую красотку Биби Андерсен пройти отсюда досюда - пройдет, - вспоминал он. - Скажут: "Улыбнись" - улыбнется, все рационально и с минимальными затратами на результат. А попробовал как-то Тодоровский попросить Гурченко пройтись "отсюда досюда, и все, свободна"! Людмила Марковна потребовала изложить если не всю жизнь своей героини, то хотя бы ее сегодняшний день: "Да, был дождь, - рубил рукой режиссер, - ты промокла и замерзла, а по дороге сюда у тебя сломался каблук". И Гурченко уже может идти "отсюда досюда". 

Выбор читателей