Держите меня четверо!

Стивен Дорф, звезда будущего, взбирается на индивидуальное поднебесье, откуда, при небольшом умении, не свалится уже никогда. Увидеть "Неудержимых" – значит быть к этому причастным

Неудержимые (Riders), Франция, 2002
Режиссер: Жерар Пирес
В ролях: Стивен Дорф, Наташа Хенстридж, Брюс Пейн


Стая товарищей – негр, растаман, топ-модель и секс-символ – то ли банки грабит, то ли снимает сюжеты для экстремально-спортивных передач. Каждый налет неизбежно заканчивается безумством: прыжками с парашютом, сложносочиненными акробатическими кульбитами на роликовых коньках, росчерками паленой резины, оставленными покрышками спортивных авто. В общем, не то криминальные художники, не то ли просто мажоры.

Праздник продолжается, пока на хвост не садятся полиция и мафиози. Банду это, впрочем, не смущает, разве что к дорогостоящей спортивной экипировке докупаются видеокамеры, противопехотные мины и тому подобный арсенал начинающего диверсанта (даже трупы соратников бережно складируются и используются в дальнейших аферах). Где-то вокруг роятся продажные полицейские и свихнувшиеся наемные убийцы, но это не повод отступать от плана: 5 дней – 5 ограблений – 20 миллионов евро. Простой план.

Один из самых дорогих французских боевиков последних лет: экстрим, взрывы, за трюком трюк, экшн безостановочный. Снятый приличным режиссером (Жерар Пирес, автор первого "Такси"), с приличными актерами и за более чем приличные деньги (15 млн. долларов), фильм этот неприлично сумбурен и как-то особенно, по-французски неуклюж. Выполненные в той же иронично-абсурдной манере, что и "Такси", "Неудержимые" норовят впечатлить нас запредельными трюками – тщетно. Бесхарактерные марионеточные персонажи перекашливаются мертвыми диалогами; развязка понятна к десятой минуте; непричастность Бессона сказывается на общей "европеоидности" фильма – лоска ленте, определенно, недостает. То есть эдакий забродивший коктейль из "На гребне волны" и недавних "Ямакаси". С явным перекосом в сторону последних.

С другой стороны, тут есть Стивен Дорф – вполне себе причина для просмотра. Лохматый, смазливый, мужественный, аккуратно подкачанный, Дорф – это такой нью Брэд Питт, только молодой и с искорками интеллекта в глазах. При том, что роль у него отнюдь не гамлетовская, в "Неудержимых" Дорф хорош чрезвычайно.

Тут напрашивается небольшое лирическое отступление.

Есть в том, как вызревают в голливудских теплицах общепризнанные секс-символы, вполне наглядная дискриминация по половому признаку – давняя, никем ныне не оспариваемая, но от этого не менее аморальная. Самые желанные мужчины и женщины планеты развиваются по принципиально разным графикам – феминисткам впору бить набат и засуживать весь лос-анжелесский шовинистский бомонд; ан нет, молчат, стесняются, знают место...

Актрисы наливаются соком совсем еще в юном возрасте. В дебютной роли они показывают миру грудь, дальше – лобок, дальше – промежность. Потом отыгрывают главную в нехитрой карьере сцену – вполне безобидную, без лишних пошлостей; скажем, забывают надеть нижнее белье в полицейский участок. С первыми же морщинами – 25? 28? – спрос на них неуклонно падает, но вовсе не по прихоти режиссеров – их просто перестают смотреть. Не проходит и пяти лет, как вместо нимфеток им достаются лишь роли матерей этих самых нимфеток, потом – женщин-полицейских, потом – женщин-полицейских, удалившихся на покой. На этом скоротечной карьере конец – лишь иногда полубезумный режиссер вроде Франсуа Озона решает собрать в кадре букет из обшарпанных национальных героинь и снимает нечто вроде "Восьми женщин" (голливудский римейк назовут, наверно, "Четыреста женщин") – по сути, унизительный заблаговременный некролог для экс-богинь, низвергнутых Афродит кинематографа.

То ли дело мужчины – мачо, герои, самцы вселенского масштаба, первейшие спасители человечества и космополитеновского формата блондинок. Эти, напротив, зреют медленно, солидно: не торопясь меняют амплуа смазливых мальчиков на уверенных в себе капитанов и бойцов особого назначения, с достоинством теряют похотливую влажность в глазах. Первые седины прибавляют им импозантности, хрипота – сексапильности. Гиры и Дугласы любимы зрителем до тех пор, пока способны расслышать: "Мотор!". Джонни Депп и Брэд Питт – Хопкинсы 2015 года; кажется, что даже спустя пару десятилетий, когда из них, как из изношенных боксерских груш, начнет тонкими струйками сыпаться песок, поклонницы, завидев их скукоженные лица, будут визжать, визжать, визжать.

Потому что таковы законы индустрии.

В этом ключе "Неудержимые" смотрятся как ступенька к личному Олимпу главного вампира из "Блейда", безумного Сессила Б., оппонента Николсона в триллере о красных жидкостях – "Крови и вине", а теперь вот живописно взлохмаченного экстремала-налетчика Стивена Дорфа. Звезда будущего ловко взбирается на индивидуальное поднебесье, откуда, при небольшом умении, не свалится уже никогда.

Увидеть "Неудержимых" – значит быть к этому причастным.


Премьера состоится в кинотеатре "Пушкинский" 1 августа. Смотрите "Неудержимых" со 2 августа в кинотеатрах "Пушкинский", "Ударник", "Каро фильм" 1 и 2, "Первомайский", "Электрон", "Алмаз", "Формула кино".

Выбор читателей