Воевать или нет? Буш взял тайм-аут

На дворе сентябрь, "бархатный сезон". К сожалению, последние годы дополнили это понятие новым смыслом, весьма далеким от отдыха; с начала 90-х годов "бархат" с каждым разом всё больше отливает черным

Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели.

Прошедшая неделя была обречена стать особенной хотя бы потому, что именно на нее пришлась первая годовщина американской трагедии, потрясшей мир. Наиболее важные политико-экономические события недели происходили преимущественно в США. Но, прежде чем обратиться к ним, мы вынуждены остановиться на громком внутрироссийском событии.

Как известно, в минувший четверг неизвестными лицами был похищен главный финансист НК "ЛУКойл", первый вице-президент компании Сергей Кукура, соратник Вагита Алекперова, вместе с ним стоявший у истоков крупнейшей российской нефтяной компании. Отсутствие какой-либо информации о целях похищения и требованиях похитителей уже не позволяет рассматривать произошедшее как исключительно уголовное преступление. Вполне вероятно, что это событие повлечет за собой крайне негативные последствия политико-экономического характера.

Можно, конечно, предположить, что заказчиками преступной акции стали некие биржевые спекулянты, желающие сыграть на падении котировок компании после сообщения о происшествии. В какой-то степени в пользу такого предположения говорит относительно "гуманный" характер совершения преступления (все свидетели живы). В этом случае в скором времени заложник должен быть отпущен. Но, увы, подобная версия выглядит маловероятной – кому из-за сиюминутного заработка захочется связываться с поставленными на уши службой безопасности "ЛУКойла" и государственными силовиками?

В разное время со случаями шантажа и вымогательства сталкивались многие известные западные корпорации ("Пежо", "Алди", "Хайнекен", "Гетти"). Ситуация вокруг "ЛУКойла" пока выглядит иначе – отсутствие требований со стороны преступников наводит на мысль о том, что причины случившегося кроются в недрах самой компании. Похищение топ-менеджера одной из наиболее известных на Западе российских компаний может быть расценено инвесторами как подтверждение высокой криминализации высших эшелонов российского бизнеса, а это станет ударом не только по инвестиционному имиджу "ЛУКойла".

Немаловажен и еще один аспект. В правительственный план приватизации госимущества входит продажа государственного пакета акций нефтяного гиганта. История с приватизацией госпакета компании длится не один год и успела обрасти самыми невероятными домыслами и подозрениями. Связав воедино предыдущие неудачи с приватизацией, похищение Сергея Кукуры и, как следствие, ухудшение инвестиционного имиджа компании, заинтересованная сторона может продавливать выгодные ей изменения условий продажи госпакета. Подобное развитие событий в итоге скажется на всей государственной программе приватизации, являющейся одной из статей формирования доходов бюджета. Таким образом, это похищение может стать крайне негативным событием для российского рынка в целом. Но окончательные выводы делать пока преждевременно. С момента преступления прошло не так много времени, чтобы можно было однозначно говорить о его последствиях, и ситуация будет проясняться по мере появления новых подробностей.

Теперь обратимся к наиболее значимым экономическим событиям минувшей недели, которые происходили в США. Разрешение ситуации вокруг Ирака, а также дальнейшие перспективы экономики США – вот что будет задавать вектор развития мировой экономики в ближайшее время. Прошедшая неделя добавила ясности по обоим вопросам.

Выступая в минувший четверг в ООН, Джордж Буш озвучил намерения своей администрации относительно военной операции в Ираке. По его словам, США не стремятся любой ценой вмешиваться в дела ближневосточного государства, а намерены действовать, используя все возможности международного права. Буш предложил ООН выработать новую резолюцию в отношении Багдада, "отвечающую целям международного сообщества". Основой ее должно стать разоружение Ирака и возвращение инспекторов ООН. И лишь в том случае, если Ирак откажется выполнять требования этой резолюции, США будут готовы применить военную силу.

Выходит, в ближайшее время США не собираются начинать боевые действия на Ближнем Востоке. Это может быть связано как с недостаточной готовностью американских вооруженных сил к началу войны, так и с желанием еще раз взвесить экономические аспекты предстоящей операции. Так, например, если увеличение военных расходов на афганскую кампанию на какое-то время придало положительный импульс экономике США, то в случае с Ираком такой сценарий уже вряд ли возможен. Наращивание госрасходов повлекло за собой рост дефицита бюджета, что уже сегодня вызывает крайнюю обеспокоенность американских экономистов. Таким образом, весьма вероятно, что, опасаясь негативных последствий для экономики своей страны, Буш действительно пытается оттянуть начало военных действий против Багдада до лучших времен. Мировой нефтяной рынок не замедлил отреагировать на выступление президента США – цены на нефть резко пошли вниз...

То, что американская экономика испытывает значительные проблемы, стало темой еще одного важного выступления прошедшей недели. Глава ФРС США Алан Гринспен выступил перед палатой представителей бюджетного комитета с достаточно тревожной речью. По словам "финансового гуру" Америки, последний прогноз темпов экономического роста, возможно, будет снижен. Это еще раз подтверждает предыдущие выводы экспертов об ухудшении ситуации в экономике в последние месяц-полтора. Гринспен, по всей видимости, умышленно не сказал ни слова относительно возможности изменения учетных ставок. Предположительно, они могут быть снижены уже на ближайшем заседании Комитета по операциям на открытом рынке 24 сентября.

Алан Гринспен выразил обеспокоенность проблемами бюджета, в частности его растущим дефицитом. По мнению главы ФРС, "возвращение к крупным дефицитам может вернуть нас в эпоху высоких процентных ставок, низких инвестиций и замедлению темпов роста производительности труда". Главный финансист Америки видит сегодня основную опасность именно в бюджетной сфере – это в итоге может быть чревато всплесками инфляции и дестабилизацией самого устойчивого американского рынка – рынка гособлигаций.

Нарастание проблем в США на фоне отсроченного, но не решенного военного вопроса вокруг Ирака усиливает общее состояние нестабильности в мировой экономике. А в случае общемирового экономического спада менее развитые государства (в том числе Россия) пострадают в первую очередь.

Такими вот событийно яркими, но далеко не самыми радостными выдались семь прошедших сентябрьских дней.

С новой рабочей неделей, господа.

Выбор читателей