Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Принято считать, что завидные аппетиты различного рода директоров и управляющих уходят корнями в стародавние советские времена, когда директор или главный инженер какого-нибудь крупного завода по статусу и материальному положению заметно выделялись из общей массы "строителей коммунизма". Однако, как показывает практика, тяга корпоративного руководства к материальным благам – явление, свойственное отнюдь не только "доморощенному" российскому капитализму.
Американский капитализм, считающийся во всем мире "классикой жанра", прошел за свою историю три основных этапа развития. Первым этапом стал т.н. "капитализм предпринимателей". Он отличался тем, что в этот период во главе компаний оказывались преимущественно харизматические лидеры, изобретатели и новаторы, подобные знаменитому Генри Форду.
Ближе к середине 1950-х американский бизнес перешел от "капитализма предпринимателей" к новой эпохе своего развития. Ей стала эпоха "капитализма менеджеров". Растущие корпорации начали активно приглашать на самые высокие посты специально обученных менеджеров и применять научные схемы организации бизнеса. Однако, несмотря на высокое положение и более чем достойную оплату, топ-менеджеры того времени не были совладельцами компаний, оставаясь лишь наемными работниками.
"Революция менеджеров" произошла в середине 80-х, обусловив переход к третьему историческому этапу развития американского бизнеса – "капитализму акционеров". Наибольшую власть в корпорациях приобрели председатели советов директоров, являющиеся, как правило, наемными менеджерами, но обладающие при этом колоссальным влиянием.
На современном этапе большинство крупных американских компаний выпускают акции, обращающиеся на фондовом рынке. Формальными владельцами предприятий считаются миллионы людей, купившие эти ценные бумаги. В этой ситуации топ-менеджеры компаний смогли создать систему, позволившую им получить в свое распоряжение значительные пакеты акций руководимых ими фирм.
Два профессора из университета в Рутгерсе Джозеф Блази и Даглаз Крузе провели исследование на предмет того, сколько акций американских компаний получили топ-менеджеры в награду за работу, а сколько – акционеры. В 1992-2001 гг. в 25% компаний ведущие топ-менеджеры получили более 40,8% акций (акционеры – 22,5%); еще в 25% фирм они наградили себя 29%-40% акций, оставив акционерам 23,1%; и лишь в половине исследуемых компаний реальные собственники получили больше или столько же, сколько наемные топ-менеджеры. Если в 1991 году менеджеры переводили на себя в среднем 18,2% акций управляемых ими фирм, то в 1994-м эта цифра составила уже 28%. Эта практика совпала с этапом триумфального роста американского фондового рынка, принесшего руководителям компаний баснословные доходы.
По данным Pearl Meyer& Partners, за период 1995-2001 гг. доходы председателей советов директоров ведущих американских корпораций выросли более чем вдвое. В 1995 году средний доход (зарплата, опционы на пакеты акций, представительские расходы, страховки и т.д.) топ-менеджера одной из двухсот крупнейших корпораций США составил $5,81 млн. в год; в 2001 году – $11,93 млн. Рост доходов управляющих происходил даже в период, когда большинство американских компаний начало сталкиваться с серьезными финансовыми проблемами.
Характерно, что на фоне огромных доходов работа топ-менеджера всегда считалась одной из самых безрисковых и безопасных. Максимум, что до последнего времени грозило проштрафившемуся менеджеру, так это увольнение с занимаемого им теплого места. Уволенным за профессиональную непригодность или мошенничество управляющим в большинстве случаев полагался т.н. "золотой парашют" в виде многомиллионных отступных от компании, которой они имели счастье управлять.
После серии корпоративных скандалов, потрясших экономику США, Джордж Буш принял решение повысить личную ответственность топ-менеджеров. В частности, отныне они обязаны заверять своей подписью все документы финансовой отчетности своих компаний. Если их мошенничество будет доказано, они будут пожизненно лишены права управлять акционерными обществами. По состоянию на середину 2002 года, Министерство юстиции США расследовало 156 дел (вдвое больше, чем в 2001 году) в отношении топ-менеджеров крупнейших корпораций.
По материалам Washington ProFile.
Не обращать на это внимание уже невозможно