"Мертвый сезон" российской экономики

Анализ темпов инфляции в текущем году позволяет уже сейчас сделать неутешительный вывод: снова ожидается "перебор"

Похоже, "темные времена", когда основными методами борьбы с инфляцией считались ампутация денежной массы и камлание на "кривой Филлипса", безвозвратно ушли. И слава Богу. Однако проблема осталась. Уровень инфляции – один из важнейших показателей эффективности экономической политики правительства, поэтому, если он вдруг начинает выбиваться из "запланированного графика", тут же появляется повод для вызова виновников "на ковер" к президенту.

Анализ темпов инфляции в текущем году позволяет уже сейчас сделать неутешительный вывод: снова ожидается "перебор". Впрочем, это не помешало председателю Центробанка Сергею Игнатьеву во время визита к Путину в Кремль делать оптимистические прогнозы на будущий год. "Мы предполагаем в ближайшие месяцы внести определенные коррективы в нашу кредитно-денежную политику, с тем чтобы добиться снижения инфляции в 2003 году до уровня ниже 12%, – заявил Сергей Игнатьев на встрече с президентом. – У нас такие возможности есть. Думаю, мы это сделаем". Главу государства интересовал прогноз руководителя ЦБ относительно роста потребительских цен в конце этого – начале следующего года. Игнатьев сказал, что цены начали быстрее расти в последние два месяца, в октябре-ноябре. "Причины этого в основном сезонные", – добавил глава ЦБ РФ.

У нас нет оснований не доверять главному банкиру страны, однако все же следует присмотреться внимательнее к этим "сезонным", по словам Игнатьева, причинам.

По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, действительно, в октябре-ноябре инфляция заметно ускорилась. Сначала – о потребительских ценах. Рост потребительских цен составил в ноябре 1,3% – против 0,4% в сентябре и 0,1% в августе. Таким образом, есть основания говорить об усилении инфляционных процессов, выходящих за рамки действия сезонного фактора. Базовая инфляция в октябре составила 0,9% – против 0,6% в среднем во втором и третьем кварталах текущего года. Как считают эксперты, ускорение инфляции обусловлено, в основном, следующими факторами:
– расширением денежного предложения во втором и третьем кварталах (на 5,3% и 1,4%, соответственно), что добавило к общему показателю инфляции 0,3%;
– ростом цен на молочные продукты и сахар-песок, имеющим преимущественно сезонный характер, что увеличило индекс потребительских цен на 0,2%;
– ускоренным повышением регулируемых тарифов на платные услуги населению (особенно пассажирского транспорта) – это прибавило к индексу потребительских цен еще 0,3%.

В целом, инфляция сегодня складывается из трех компонент. Базовая инфляция составляет 0,7-0,9% в месяц. Заметим, что в данном случае базовой инфляцией считается динамика потребительских цен без учета цен на плодоовощную продукцию, тарифов ЖКХ, пассажирского транспорта и связи. Рост тарифов на регулируемые виды платных услуг обеспечивает прирост инфляции еще на 0,2-0,3%. Третья компонента – сезонные колебания цен на плодоовощную продукцию и ряд других товаров. Таким образом, по мнению экспертов, без учета сезонных колебаний инфляция сегодня находится в пределах 0,9-1,2% в месяц. За текущий год рост потребительских цен оценивается на уровне 14,5-14,8%. В 2003 г., учитывая возможности снижения базовой инфляции до уровня 0,5% в месяц, рост потребительских цен оценивается в 12-13%. Такова ситуация на потребительском рынке.

Цены производителей тоже росли ускоренными темпами. Например, индекс октября составил 2,1% – против 1,2% в сентябре. Причину повышения динамики цен эксперты Центра макроэкономического анализа видят в инфляции издержек, основным источником которой является топливно-энергетический комплекс. Неоправданный рост тарифов передает инфляционный импульс в первую очередь энергоемким сырьевым отраслям. И только серьезная конкуренция со стороны импорта заставляет перерабатывающие отрасли хоть как-то гасить волну инфляции. Удорожание продукции ТЭКа составило в среднем 3,1% в октябре, что почти втрое превысило сентябрьский прирост.

Сложная ситуация складывается в нефтяной отрасли. Рост цен в октябре составил 5,8% против 1,1% в сентябре, причем такая динамика вполне вписывается в тенденцию, установившуюся еще во втором квартале. Эксперты отмечают, что сдерживать удорожание продукции на внутреннем рынке за счет доходов от экспорта (как это было в прошлом году) предприятия нефтяной промышленности уже, по-видимому, не могут. Рентабельность в отрасли вдвое ниже прошлогодней (первое полугодие – около 16%, против 32-34% в первом полугодии 2001 г.). А потребность в доходах, наоборот, растет в связи с необходимостью инвестиций для поддержания роста добычи нефти.

В относительно благополучной угольной промышленности заметный рост цен (октябрь – 2,1%) последовал после четырехмесячного периода их полной стабильности и имеет, по мнению специалистов, корректирующий характер.

Ускоренными темпами уже четыре месяца подряд идет удорожание продукции черной металлургии (октябрь – 4,2%, сентябрь – 3,0%). В цветной металлургии рост цен в октябре составил 2,5% (сентябрь – 1,5%).

Нельзя не отметить и некоторые обнадеживающие тенденции. Так, например, прекратился интенсивный рост цен в ряде отраслей промышленности строительных материалов, умеренными темпами идет удорожание большинства видов химической продукции и продукции лесобумажной промышленности.

Эксперты отмечают близость динамики цен на продукцию конечных отраслей к уровню базовой инфляции на потребительском рынке (0,7-0,9%). В перерабатывающих отраслях цены производителей, как и прежде, практически не растут (машиностроение – 0,9%, легкая и пищевая промышленность – по 0,6%). Такая "подстройка" рынков промышленной продукции к конъюнктуре потребительского рынка стала возможной по причине давления на отечественных производителей конкурирующего импорта потребительских и инвестиционных товаров.

В целом за год индекс цен производителей промышленной продукции оценивается в 20-21%. Много это или мало? И вообще, как к этому относиться? Инфляция при интенсивном росте экономики – вещь нормальная и даже, бывает, полезная. При спаде – признак тревожный. В российской экономике рост инфляции наблюдается при очевидных признаках стагнации. И самое страшное, что постепенно происходит откат экономики к докризисным формам существования. Если в 2000-2001 гг. стала складываться внутреннеориентированная модель роста, то в 2002 году экономика все отчетливее переходит на экспортоориентированную модель, опирающуюся в основном на сырьевые отрасли. Пока, в силу ряда стабилизирующих факторов, главным из которых является благоприятная мировая конъюнктура, ситуацию удается держать под контролем. Но на среднесрочную перспективу прогнозы совсем неутешительные.

Выбор читателей