Как остаться без нефтедолларов: пособие для отчаянных

Собственных средств на разработку нефтяной жилы у Казахстана нет. Ссорясь с иностранными инвесторами, власти республики рискуют остаться ни с чем. Вернее, остаться с нефтью, но без нефтедолларов




Вся стратегия социально-экономического развития Казахстана зиждется на нефти. Поток нефтедолларов должен, как мыслится, поднять экономику в целом и решить все социальные, гуманитарные, экологические и прочие проблемы. Нефти в республике и в самом деле много. Ее совокупные запасы, по многим оценкам, превышают 25 млрд баррелей, или примерно 3,6 млрд т (в правительстве Казахстана исходят из цифры 8 млрд т, но это уже явный перебор). В прошлом году было добыто 47 млн т нефти, на этот год запланирован рост до 52 млн тонн. Сейчас вся казахстанская нефть добывается на суше, и эти месторождения отнюдь не исчерпаны. Однако перспективные планы по масштабному наращиванию нефтедобычи власти связывают, в первую очередь, с разработкой месторождений на каспийском шельфе. В мае с.г. президент Нурсултан Назарбаев утвердил своим указом Государственную программу освоения углеводородных ресурсов в казахстанском секторе Каспия. Согласно программе, к 2015 г. на морских месторождениях должно добываться до 100 млн т нефти в год, в том числе 45 млн – на Кашаганском месторождении. Общий же объем нефтедобычи в Казахстане предполагается довести до 175 млн т в год (3,5 млн баррелей в сутки).

В настоящее время на Кашагане завершаются разведочные работы, которые ведет консорциум "Аджип ККО". В консорциум входят итальянская компания Agip (оператор проекта), англо-голландская RoyalDutch/Shell, американские ExxonMobil и Conoco, французская TotalFinaElf и японская Inpex. Планировалось, что добыча нефти на данном участке шельфа начнется уже в 2005 г., а в течение первых пяти лет эксплуатации месторождения будет добыто порядка 110 млн тонн. Однако нежданно-негаданно между консорциумом и официальными властями вспыхнул конфликт. Правительство Казахстана отменило ранее предоставленные "Аджип ККО" налоговые льготы, мотивировав это тем, что они, дескать, относились лишь к изысканиям и сейсмическим исследованиям. Как выяснилось, участники консорциума такого подвоха не ожидали. В свою очередь, "Аджип ККО", сославшись на "технические причины", заявил о необходимости переноса сроков начала эксплуатации месторождения на 2006-2007 гг., причем на первом этапе предполагает ограничить добычу на уровне 5-7 млн т в год. Теперь уже обиделось казахстанское правительство и пригрозило крупными штрафами в случае несоблюдения первоначально установленных сроков. В конце июля налоговая служба Казахстана начала в консорциуме финансовую проверку, которая продлится ориентировочно до середины сентября. Мытари подозревают, что налоговыми льготами, предоставленными консорциуму, незаконно пользовались также его подрядчики и субподрядчики. В общем, нашла коса на камень.

Между тем консорциум "Аджип ККО" был специально создан для разведки и разработки казахстанских морских месторождений, не только Кашаганского. Однако будет ли он допущен к участию в освоении других месторождений на Каспии, если конфликт будет развиваться, еще вопрос. Тендеры на разработку этих месторождений – всего порядка 100 нефтеносных блоков – правительство Казахстана намерено провести в 2004-2005 гг. Кстати, насколько действительно велики извлекаемые запасы нефти в данных блоках, пока неясно; вполне может статься, что там не окажется столько "черного золота", сколько его намечено извлекать из морских пучин согласно вышеупомянутой государственной программе. Даже в отношении уже достаточно разведанного Кашаганского месторождения – самого крупного на Каспии – оценки нефтяных запасов весьма существенно разнятся: обычно называются цифры от 7 до 9 млрд баррелей, однако некоторые специалисты считают более реальной цифру в 5 млрд баррелей, из которых извлекаемые запасы составляют не более 1 миллиарда.

Но главный на сегодняшний день вопрос все же в том, кто будет извлекать нефть в казахстанском секторе Каспийского моря – в смысле, кто захочет этим заниматься. Если отстранить "Аджип ККО", то какие иные инвесторы готовы вложиться в материализацию нефтяных грез Астаны? Да и действительные планы самого "Аджип ККО" в свете всех пертурбаций, похоже, претерпели трансформацию. Правительство Казахстана рассматривает Кашаган как своего рода "плацдарм", путем расширения которого и должно идти поэтапное освоение других участков шельфа, однако сдается, что члены консорциума (за исключением, может быть, TotalFinaElf) особой страсти к такой экспансии в нынешний момент не испытывают. Между прочим, консорциум уже покинули несколько его первоначальных участников (British Petroleum, British Gas Group и норвежская Statoil).

По официальным оценкам, реализация всей программы освоения каспийского шельфа потребует до $70 млрд инвестиций, которые предполагается привлечь в основном из-за рубежа. Однако эйфория среди западных инвесторов по поводу перспектив капиталовложений в Казахстан вообще и в его нефтяную отрасль в частности в настоящий момент спала. Насчет здешнего инвестиционного климата существуют очень серьезные сомнения – ведь еще до недоразумений с "Аджип ККО" у казахстанских властей неоднократно возникали конфликты с иностранными инвесторами. Один из ярких примеров последнего времени – отзыв в конце прошлого года консорциумом "Тенгизшевройл" во главе с американской компанией ChevronTexaco $3 млрд инвестиций, предназначавшихся для расширения нефтедобычи на Тенгизском месторождении. Причина – правительство Казахстана вознамерилось пересмотреть некоторые положения соглашения 1993 года. Как отмечается в западной прессе, "создается впечатление, что казахстанские власти меняют правила игры по своей прихоти".

К этому следует добавить, что новый закон "Об инвестициях", принятый в Казахстане в январе текущего года, уже не содержит того большого набора "пряников", которые раздаривались по прежнему закону "Об иностранных инвестициях". Новый закон не различает зарубежных инвесторов и инвесторов-резидентов – условия их деятельности полностью уравнены. При этом из закона "Об инвестициях" выпали нормы, особенно милые боязливому сердцу иностранного инвестора, такие, например, как защита от неблагоприятных изменений в законодательстве или гарантии "свободного распоряжения собственными средствами", включая беспрепятственный вывоз прибыли.

В нынешних условиях есть еще один фактор неопределенности – это Ирак. Пока у американцев не очень получается наладить нефтяной экспорт из покоренной страны. И хотя первые экспортные контракты уже подписаны, едва ли в ближайшее время объем таких поставок приблизится хотя бы к довоенному уровню в 3 млн баррелей в сутки. Но что потом? Если, как надеются и планируют в Вашингтоне, этот объем в течение нескольких лет будет доведен до 7-8 млн баррелей в сутки (350-400 млн т в год), причем Ирак не будет связан квотами ОПЕК, то нефтяные цены могут резко упасть. Насколько указанные планы реальны и какой глубины может быть ценовой обвал – не знает никто. В общем, вкладываться сейчас в крупные нефтяные проекты довольно рискованно, тем более в стране с непредсказуемым инвестиционным климатом. Если уж вкладываться, то, скорее, в Ирак – при условии, конечно, что обстановка там устаканится. Под американским контролем для инвесторов будет, очевидно, создан надлежащий правовой режим. Но главное, Ирак – более привлекательное место с точки зрения окупаемости капиталовложений. По запасам нефти он занимает второе место в мире после Саудовской Аравии (112 млрд баррелей, в том числе 35 млрд на эксплуатируемых месторождениях), а себестоимость нефтедобычи в странах Персидского залива вообще самая низкая в мире. Добывать нефть на Каспии обходится гораздо дороже. Кстати, "технические трудности", по которым "Аджип ККО" намерен отсрочить начало эксплуатации Кашаганского месторождения, связаны еще и с тем, что требуемые затраты оказались существенно выше, чем предполагалось вначале.

Собственных средств на разработку нефтяной жилы у Казахстана нет. Ссорясь с иностранными инвесторами, власти республики рискуют остаться ни с чем. Вернее, остаться с нефтью, но без нефтедолларов.

Выбор читателей