Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Самый страшный театр Москвы – МХАТ им. Горького – ощетинился на Тверском бульваре как неприступный бастион, как театральная крепость, готовая к борьбе с неведомыми врагами. Театр с более чем столетней традицией, которой он неукоснительно придерживается, театр преимущественно классического репертуара и строгой театральной дисциплины, театр Станиславского и Немировича-Данченко, который железной рукой ведет вперед народная артистка Татьяна Доронина. МХАТ им. Горького – здание, в котором слишком много пустого, необжитого внутреннего пространства, продуваемый ветрами холодный дом.
Худрук МХАТа Татьяна Доронина похожа на свой театр. За ней тоже история и народная любовь. Она тоже борется с неведомыми врагами, запирается, не появляется на публике, держит свою оборону... только вот непонятно, от кого держит. Наверное, от критики, признающей – и справедливо – что талант Дорониной остался где-то в районе "Трех тополей". От нападок Татьяна Васильевна ограждается мученическим ореолом, играя – и в жизни, и на сцене – настоящую русскую женщину, никем не понятую, лишь избранными признанную. Женщину, которая в одиночку тащит свой нелегкий крест. Как бурлак баржу, нечеловеческим трудом тянет она свой театр, который лучше бы и не тянула вовсе.
Последняя премьера МХАТа – зрелище жутковатое. Жутковата и сама пьеса в ее советском, покоцанном, "политкорректном" варианте. Пьеса, в которой буржуазная женщина Васса, хозяйка пароходства, отравляет все кругом своим существованием. Сначала травит ядом мужа, чтобы избежать позора, связанного с судом за растление малолетних, потом выкрадывает сына у снохи, революционной деятельницы Рашель. Мечтает продолжить вымирающий род, но род все равно вымирает: не остается ни одного сына и только две незамужние дочки, одна (Людмила) – дура, другая (Наталья) – вредина. Непутевые дети и нелегкая жизнь доводят Вассу до полного изнеможения, на каковом моменте Васса и отправляется к праотцам.
Зачем ставить "Вассу Железнову"? Тем более, поздний вариант, кульминационные сцены которого – беседы капиталистки Вассы с коммунисткой Рашелью, пророчащей революцию и торжество коммунизма над зажравшейся буржуазией? Причин несколько. Во-первых, МХАТ им. Горького – театр классического репертуара и тем гордится. Во-вторых, в классическом репертуаре товарища Пешкова есть только одна пьеса для актрисы доронинского возраста и калибра. В третьих, для московской публики, стремительно возвращающейся к дореволюционному старомосковскому консерватизму, самое оно – это про купцов и где модерн. Тут же вам, пожалуйста, нате и модерн, и купчиху.
Сценография – купеческая гостиная рубежа веков с элементами модерна. Массивные дубовые столы, кожаные кресла, витражи, расписные стены. Из огромных окон виднеется сад с длинными голыми ветками деревьев. Самый привлекательный элемент – сейф с торчащими из него ключами. Посреди всего этого обитает Доронина – в невероятном кожаном наряде, который, судя по всему, призван символизировать ее железное женское начало. Представление о железном женском начале осталось неизменным со времен советских мелодрам: трагическое лицо, дрожащий голос, отчаянный взгляд женщины, всю мощь и силу которой никто не способен понять. Женщины, пытающейся взвалить на себя одну и потащить нелегкий жизненный груз: мужа, ребенка, работу, дом и сумки из продуктового ежедневно. Впечатление усугубляет то, что во МХАТе им. Горького потрясающе некрасивые актрисы. Даже не то чтобы некрасивые – актрисы со злыми лицами. Когда сорокалетней злюке, нервно и резко бегающей туда-сюда по сцене, говорят: "Рашель, как ты похорошела!" – это, простите, господа, смешно.
Перевернуть с ног на голову, сделать коммунистку Рашель "неправильной" героиней, а буржуинку Вассу – "правильной" оказалось для режиссера задачей элементарной, не требующей особых стараний. Никакой мысли, никакой идеи, никакой режиссерской работы. Просто известно, что для тех, кто идет в театр "на Доронину", Доронина – неизменно хорошая. А все, кто обижает Доронину, – плохие и злые. Дорониной можно все – пока ее любит народ. Он любит ее не полными уже залами, но непременно засыпая букетами, подарками, комплиментами. За образ Настоящей Русской Женщины, этого феминистского извращения, почему-то прочно укрепившегося в сознании масс.
Настоящая Русская Женщина все может, всех поборет и со всеми справится. Она – главная, единственная и одинокая, восседающая, как курица, на своем семейном шестке. При этом муж, конечно, пьет и побивает, дочери, конечно, дуры, сын может и ничего, но, конечно, помирает не к месту. Кругом, безусловно, разврат и пьянство. И потому настоящая русская женщина вынуждена блюсти себя и свою семью, запираясь в собственном доме как в крепости, и оттуда держать оборону от мира. Как в крепости сидит народная артистка Татьяна Доронина вместе со своей труппой в легендарном московском театре. А потом выходит играть, будто в зале нет пустых мест. Будто по залу не гуляет ветер, и спасти от простуды могут только пятьдесят грамм коньяку в антракте. Будто в театре не тусклый полумрак – даже если бы светильники работали в полную силу и их было в несколько раз больше, все равно не вышло бы осветить эту громадину... Вопреки всему этому, Доронина играет, и от ее игры не менее жутко, чем от самого театра. "Васса Железнова" – холодный спектакль в холодном доме горьковского МХАТа. И ни тот, ни другой никак не согреть.
Государства-карлики нашли способ получить выгоду