Работа для психов

Пусть умирает человек, пусть насилуют женщину – стрингеру ни в коем случае нельзя вмешиваться. Снимать, снимать и снимать! Работенка, сами понимаете, не для слабых духом. Некоторые не выдерживают...

Оператор смерти (Stringer)
Франция, 1998, 90 мин.
Режиссер: Клаус Бидерманн
В ролях: Берт Рейнолдс, Эли Семун, Анна Томсон




Правильнее было бы, конечно, фильм назвать "Стрингер", но не так давно название это уже похапали ручонками, вот и пришлось переводчикам извращаться. Стрингер – это такой репортер на "вольных хлебах". Что найдет, то и снимает, что увидит, о том и поет. Если наснимал нечто интересное, то ему платят денежку.

Молодой француз Фило окончил киношколу в Лос-Анджелесе и приехал в Нью-Йорк делать карьеру. На ТВ и в кино попасть не получилось, и начал он работать на некоего Волко (Берт Рейнолдс) – старого прожженного циника, в прошлом – неплохого журналиста. У Волко по всему городу равномерно расставлены машины с операторами. Стрингерами то есть. Их задача – слушать полицейское радио и, как проскочит что-то интересное, сразу мчаться на место происшествия. В идеале – успеть раньше полиции. А уже на месте – снимать, снимать и снимать. Пусть умирает человек, пусть насилуют женщину – ни в коем случае не вмешиваться. А кадры потом продать ленивым телевизионщикам. Публика любит по телеку кровищу смотреть.

Работенка, сами понимаете, не для слабых духом. Некоторые не выдерживают, ломаются. Нестойкая французская психика довольно быстро дает трещину. От Фило уходит его девушка – тяжело с психом-то жить. Зато карьера постепенно идет в гору.

Непонятный фильм. Начало довольно интересное, многозначительное, почти стильное – "нуар". И постаревший Берт Рейнолдс с седой бородкой смотрится очень хорошо. А вот главный герой с крысиной мордочкой смотрится хуже. Да и сюжет, взяв неплохой старт, вдруг начинает хромать и падает без сил задолго до финишной черты.


Последний император (The Last Emperor)
Италия – Великобритания – Гонконг, 1987, 220 мин.
Режиссер: Бернардо Бертолуччи
В ролях: Джон Лоун, Джоан Чен, Питер О'Тул

В 1908 году трехлетний Пу был провозглашен императором Китая. Его поселили в Запретном городе и стали готовить на царство. Правда, когда Пу подрос, он узнал, что уже много лет является императором только для нескольких тысяч человек, как и он живущих в Запретном городе и имеющих самые слабы контакты с остальной страной. А за стенами цитадели разворачивается История.

В Китае установилась республика, а демократия приобрела невиданный размах: голоса парламентариев можно было даже купить на бирже – короче, от первой китайской демократии страна не могла оправиться несколько десятилетий. Потом были Чан Кайши и японцы, Мао и коммунисты. Мировая война.

В общем, Пу жил в "интересное время", что для самих китайцев является чуть ли не самым страшным проклятием. Республиканцы выбросили его из дворца, англичане отказали в политическом убежище, японцы нагло использовали, сделав императором марионеточного государства в Манчжурии, коммунисты посадили на 10 лет. И только в старости, работая садовником, бывший император обрел подобие покоя.

Он никогда не имел никаких прав – одни обязанности. Маленький человек с высоким статусом, попавший в водоворот событий. Статус ни от чего его не защищал, только налагал ответственность и служил поводом свалить на него вину за происходящее вокруг безобразие. Хорошо хоть, что китайцы оказались не столь кровожадными, как мы. Своего императора они не расстреляли (а могли). Помурыжив в колонии и "поперевоспитывав", отпустили на все четыре стороны.

"Последний император" – самый титулованный фильм Бертолуччи и один из самых титулованных в истории кино. Одних только "Оскаров" 9 штук! Что характерно, заслуженных.


Лига (Feroce)
Франция, 2002, 98 мин.
Режиссер: Жиль Де Местр
В ролях: Сами Насери, Жан-Марк Тибо

Дело происходит во Франции. 25-летний Ален вступает в партию национал-патриотов, широко известную как "Лига". Делает там хорошую карьеру. Вроде бы ничего примечательного, если не учитывать, что Лига, по сути, партия фашистская, а Ален – араб.

Когда он был еще ребенком, националисты увезли в неизвестном направлении его сестру. Больше ее никто не видел. Ален подрос и решил мстить. Просто и незамысловато: вступить в Лигу, подобраться поближе к ее руководителю, которого все называют Шеф, и убить его. Внедрение прошло так успешно, что стало двойным: он и в Лигу внедрился и в дочь Шефа, которая так влюбилась, что готова выйти за Алена замуж. Папа-Шеф, конечно, редкий гад и по ночам, возможно, даже пьет кровь арабских младенцев, но против родной дочери пойти не решается. Тем более что такой неординарный брак может хорошо сказаться на имидже партии и принесет дополнительные голоса на предстоящих вскоре президентских выборах. Все в шоколаде. Только Ален запутался окончательно. Кто он? На чьей стороне? Кто кого использует и хватит ли ему духа нажать на курок, когда наступит подходящий момент? Одно дело – мочить фашистов, другое – продырявить родного тестя.

Вот ведь какое кино бывает пророческое. Французы сами себе подробно объяснили, что фашизм может прятаться и за внешне весьма благовидным образом седого старца. Объяснили и в следующем году дружно проголосовали за Ле Пенна. Не сработала великая сила искусства...

В любом случае, "Лига" – не совсем кино, больше агитка. А значит, и рассматривать ее с точки таких пошлых критериев, как сюжет и правдоподобность, глупо.

Кассеты предоставлены прокатной компанией "Екатеринбург Арт".

Выбор читателей