Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Как, чем развлечь зрителя? – вот отнюдь не праздный вопрос, который встает почти перед каждым режиссером, приступающим к новой работе. Сколько копий ломается вокруг этого, как только изощряться порой не приходится. Есть, однако, театры, где проблема эта не стоит, а если и встает иногда, то свидетельствует лишь о непонимании специфики места. Сразу скажу, что Малый театр – как раз из числа последних.
С другой стороны, есть театры, вознесенные однажды на недосягаемую высоту гением одного человека, а с его уходом потерявшие себя. История знает много таких примеров. Конечно, и Малый театр знавал разные времена, но что-то позволяло и до сих пор позволяет ему держать планку высоко и быть крайне привлекательным для зрителя. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что этот запас прочности обеспечивается той самой приверженностью традиции, за которую театру в последнее время изрядно достается, но которая, тем не менее, питает его корни.
Доступность, демократизм, открытость для всех приходящих сюда – вот чем был и будет силен и крепок Малый театр. Здесь не ходят окольными путями и не переиначивают смысл пьес, чтут автора и стремятся воздействовать душой на душу зрителя.
Премьера спектакля "День на день не приходится" – лишнее подтверждение этим словам. Светлый, добрый и ироничный, веселый и полностью традиционный – он пробуждает в зрителях массу положительных эмоций.
"Тяжелые дни", которые сам Островский назвал "сценами из московской жизни", легкой рукой Александра Коршунова были превращены в самую настоящую лирическую комедию. Единственную вольность, которую создатели спектакля позволили себе, – это смена названия, которую сам Коршунов объяснил опасением отпугнуть зрителя.
Все есть здесь у Островского: и купцы-самодуры, и разномастные купчихи, и нечистые на руку стряпчие, и герой-резонер, и влюбленные купчики, и "праздношатающийся человек" имеется. Полный "замоскворецкий" набор, одним словом. Сам сюжет, конечно, весьма незамысловат: купеческий сынок Андрюша (Сергей Потапов) влюбляется в не менее купеческую дочку Сашу (Ольга Жевакина), да вот отец Тит Титыч (Виктор Борцов) в силу своего характера меняет свое решение так быстро, что не уследить. Ну что тут поделаешь? Так просто с отцом ведь не сладишь... Но судьба все же шанс дает: Кит Китыч, как называет его косноязычная и уморительно пришепетывающая супруга Настасья Панкратьевна (превосходно сыгранная Ириной Тельпуговой), попадает в историю – человека, вишь, побил (впрочем и правильно, нечего ему "праздно-то шататься"). Ну, известное дело, за помощью бросается к стряпчему Мудрову (Владимир Дубровский), а тот возьми и запроси больше положенного. Прогнал его Кит Китыч взашей, а сам пошел в тарантас отсиживаться на задворки. Так бы и сидел там весь век, не будь у Андрюши друга – Василия Дмитрича Досужева (его замечательно играет сам Александр Коршунов), который по доброте своей душевной и по воле случая имеет возможность все на свои места расставить. Кит Китыч из тарантаса водворен в дом, дело его устроено, а Досужев в качестве вознаграждения требует от своего незадачливого клиента лишь одного – женить Андрюшу на Саше.
Все это могло быть разыграно очень серьезно и пафосно, не подпусти сам автор в пьесу иронии (постановщик сделал ставку как раз на это и, что называется, не промахнулся). Почему, собственно, Островский назвал свое произведение "Тяжелые дни"? Да ведь поверье есть среди замечательных "замоскворецких" обитателей, что дни бывают легкие и тяжелые, в которые за дела и браться-то не стоит – все равно не получится ничего. Понедельник, кстати, из их числа. Угораздило же Кит Китыча делом заняться именно в понедельник... Все беды его отсюда.
Не это ли придает пьесе современное звучание? Разве не продолжаем и мы считать понедельник тяжелым днем? Вот, то-то и оно. И хотя давно прошло время купцов и стряпчих (на смену им пришли бизнесмены и адвокаты), многие ситуации у Островского очень узнаваемы, даже несмотря на то, что авторы спектакля категорически отказываются от проведения грубых параллелей "с современностью".
Спектакль получился очень динамичным: действие развивается быстро и периодически переливается прямо в зрительный зал, делая зрителей непосредственными участниками происходящего. Это, надо сказать, характерная черта режиссерской манеры Коршунова. Особое очарование постановке придает весьма удачно подобранная музыка: в самые ударные моменты актеры пускаются в пляс под польку Глинки, поют романсы под аккомпанемент гитары и аккордеона.
Оформление постановки (сценография и костюмы Ольги Коршуновой) выполнено не без иронии, особенно напоминающие лубок декорации первого действия, происходящего в Александровском саду.
Каждая роль в спектакле – маленький шедевр. Особенно хочется отметить работу С.Потапова, пока еще студента Театрального училища им. Щепкина. Его Андрюша потрясающе убедителен и, не побоюсь этого слова, типичен. Настоящий купчик – вроде и простой, но в то же время со своей "закавыкой" в голове.
С совершенно неизвестной стороны раскрылась в роли Настасьи Панкратьевны И.Тельпугова, мастерски перевоплотившаяся в купеческую женушку и показавшая себя прекрасной комедийной актрисой. Весело, ярко, задорно сыграла Е.Дмитриева мать Саши – жизнерадостную и беззаботную купчиху, которая и попеть любит, и выпить не прочь. Густыми красками, сочно, на грани гротеска играет Мудрова замечательный характерный артист В.Дубровский, к сожалению, в последнее время не слишком избалованный такими ролями.
Отдельно надо остановиться на Кит Китыче, которого очень неоднозначно, на мой взгляд, сыграл Виктор Борцов. Эта роль тоже, что называется, с историей – Брусков был одним из сценических шедевров знаменитого Прова Садовского. Где еще, как не в Малом театре увидишь выход актера, который уже сам по себе вызывает шквал аплодисментов. Кит Китыч – Борцов невероятно естественен на сцене: этакий громадный ребенок с всклокоченными волосами, насупленными бровями и блуждающим взглядом. Он привык жить по своим законам, и ему тяжело смириться с тем, что ему указывает какой-то чиновник (Досужев). Но в то же время Кит Китыч Борцова оказывается беззлобным, даже великодушным.
Александр Коршунов уже не в первый раз обращается к мало знакомым современному зрителю пьесам А.Н. Островского. И, что особенно примечательно, чем менее известна пьеса, тем удачней постановка. Снискавший заслуженную любовь публики "Трудовой хлеб", также, кстати, идущий на малой сцене филиала, – яркий тому пример. Ни эта пьеса, ни "Тяжелые дни" в советские годы в Малом театре не ставились.
Ближайшие спектакли состоятся 16, 23 и 30 января. Билеты можно приобрести в Web-кассе театра, а также в обычных кассах, которые работают в будни с 12:00 до 19:00, в выходные с 10:00 до 18:30, обед с 15:00 до 16:00.
Военные не понимают, зачем их бросили на убой
Практически весь арсенал был израсходован против ВС РФ в зоне СВО