Давайте изменим мир

"Белое на черном" Рубена Гальего на Новой сцена МХАТа: актеры выкрикивают чужую боль – как свою, цедят сквозь зубы чужие проклятия – как свои, смеются чужим радостям – как своим, с искренностью, от которой сдавливает горло


Фото: izvestia.ru



На Новой сцене МХАТа им. Чехова Марина Брусникина поставила спектакль "Белое на черном" по одноименному произведению Рубена Давида Гонсалеса Гальего.

Испанец по происхождению, он родился в Москве и, будучи из-за врожденного церебрального паралича полностью парализован, многие годы провел в детских домах для инвалидов. Многократно издававшийся за рубежом, его роман, за который Гальего в прошлом году получил "Букера", представляет собой сборник автобиографических рассказов, в которых автор с шокирующей откровенностью, вполне понятной горечью и удивительным юмором повествует о собственной непростой жизни, а вернее – вечном сражении с нею. О друзьях, живых и умерших, о врагах, о курьезах и трагедиях.

В Художественном театре Марина Брусникина – специалист по современной прозе. Относительно недавние ее спектакли – "Сонечка" Людмилы Улицкой, "Пролетный гусь" по Виктору Астафьеву, "Легкий привкус измены" Валерия Исхакова. Кроме того, Брусникина – режиссер цикла "Мхатовских вечеров", на которых актеры молодого поколения театра, с которыми она в основном работает, с успехом читали современную поэзию и прозу, а публика всякий раз заполняла до отказа не такой уж и маленький зал Малой сцены.

Впрочем, последнюю ее постановку едва ли можно судить лишь по законам драматического или чтецкого жанров. Специфика материала такова, что выводит театральный спектакль на уровень социального события.

Гальего рассказывает о чудовищных, бесчеловечных условиях существования, которые были нормой в советских социальных учреждениях для людей, обреченных, в силу разных физических недомоганий, на постоянную зависимость от доброй воли других. И читать и слушать страшно, несмотря на общую светлую тональность повествования, несмотря на то, что гораздо в большей степени, нежели пафос порицания, Гальего свойственны интонации восхищения, а вместо отчаяния он стремиться вселять волю и надежду.

Не нужно думать, что откровения 46-летнего писателя обращены исключительно к прошлому – другой стране, другой жизни, как рассказы о кошмаре великой войны и фашистских зверствах. Актуальность книги Рубена Гальего должна бы приводить в ужас. После всех совершившихся в нем перемен наше общество так и не научилось относиться к людям с ограниченными возможностями как к равным. И если кому-то из них, благодаря таланту и силе воли, творящей чудеса, удается достичь некоторых вершин – например, поступить в институт, они чаще всего непременно сталкиваются с убийственным равнодушием и презрением окружающих, которые не желают впускать их в круг "нормальных".

Мало кому известно, кстати, что в Москве существует Государственный специализированный институт искусств, в котором разнообразным творческим специальностям, в том числе и профессии актера, обучаются студенты с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата. Созданный на заре 90-х увлеченными, благородными людьми, в 1996 г. институт в связи с изменениями законодательства потерял право на легальную педагогическую деятельность. Необходимо было лишь пройти перерегистрацию и получить лицензию, как и поступило большинство вузов. Только руководство ГСИИ почему-то сложившаяся ситуация не обеспокоила. Уже 8 лет (!) выпускникам выдают фиктивные дипломы, которые и без того нелегкое для них трудоустройство делают практически невозможным. А люди это, между тем, замечательно одаренные – талантливые художники, певцы, музыканты, актеры. Некоторые педагоги уже несколько лет к ряду бегают по вышестоящим инстанциям, пытаются с руководством судиться, даже в начале этого года выиграли несколько процессов, однако на сегодняшний момент заметных изменений внутри института не произошло. А на вопрос о том, что же мешает быстро решить эту проблему, только добавлю к вышесказанному, что настоящий статус ГСИИ позволяет ему вести торгово-коммерческую деятельность, а специфика организации – получать колоссальные налоговые льготы. Думаю, больше разъяснений не требуется.

Но вернемся к спектаклю Марины Брусникиной. Простой по форме, лишенный броских режиссерских приспособлений, спектакль направлен непосредственно в человеческое сердце – как прямой массаж. Это укол, и очень болезненный, но совершенно необходимый, потому что наше общество нездорово и нуждается в лечении.

На фоне магриттовского голубого неба с белыми облаками молодые актеры выкрикивают чужую боль – как свою, цедят сквозь зубы чужие проклятия – как свои, смеются чужим радостям – как своим, с искренностью, от которой сдавливает горло и вскипают слезы. Разложенное на актерское многоголосье, монологичное повествование Гальего словно обретает новую звучность и силу.

Режиссер и актеры посвятили свое создание благотворительной цели – помочь детдому для инвалидов. И после спектакля каждый желающий мог внести посильную помощь. Впрочем, собранные деньги, хотя и принесут, конечно, неоценимую пользу, все же не разрешат проблемы, корень которой гнездится внутри отдельного человека, а не государства в целом, как утверждают некоторые. Однако если каждый зритель будет выходить из зала Новой сцены МХАТ хоть капельку изменившимся, то, может быть, наступит время, когда "американская мечта" Рубена об удобных инвалидных колясках, обустроенных автобусах, лифтах, кафе, улыбающихся и гордых тобой людях вокруг осуществится и на наших просторах.

Выбор читателей