Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Соучастник (Collateral)
США, 2004
Режиссер: Майкл Манн
В ролях: Том Круз, Джейми Фокс, Хавьер Бардем
|
Режиссер Майкл Манн давно зарекомендовал себя как очень хороший профессионал. Он снял не так много фильмов, но почти все они хорошо известны нашему зрителю – "Схватка", "Свой человек", "Али". До последнего времени я считал его лучшей картиной "Схватку" – жесткое, моторное, по-настоящему мужское кино. Так вот, "Соучастник", на мой взгляд, на голову выше. В нем есть своеобразная детективная интрига, которая сама по себе могла бы вытянуть иной фильм; впрочем, в данном случае ее роль десятая. Есть одна, но абсолютно чумовая масштабная боевая сцена – перестрелка в ночном клубе, в которой Круз превращается в форменного терминатора, в маленький, очень злой и невероятно эффективный механизм, как нож сквозь масло проходящий через толпу охранников и спецназовцев и в полном соответствии с этикетом ставящий последнюю точку – контрольный выстрел в голову жертве. Картина очень стильно снята – магистрали ночного мегаполиса, отраженные в зеркальном брюхе вертолета, ручьи автомобильных огней, разрезанные отвесными плоскостями небоскребов, и прочая, прочая, прочая... Но и эта красота – лишь антураж, не более, идеальный фон для пьесы, разыгранной на двоих таксистом и киллером. Хороши диалоги, неплох, хотя и не очень интересен Фокс... Очень, очень хорош Том Круз.
И теперь самое время сказать о главном. О том, почему Майкл Манн сделал Круза седым, непохожим на себя, даже немного нелепым... Дело в том, что Круз играет не просто убийцу, он – сама Смерть. Смерть влезает в такси Макса, деловито устраивая на заднем сиденье свою чуть зазубренную косу и одергивая отглаженный серебристо-серый саван. В эту ночь Смерть доверила Максу играть роль Харона, перевозящего на своей ладье с шашечками пятерых мертвецов – одного в багажнике, остальных в ноутбуке. Смерть ведет с ним долгие разговоры о себе, пытается приучить к себе, заставить свыкнуться – подумаешь, человек упал на крышу, а где-то в Руанде сейчас гибнут тысячами – и ничего, тебе и дела нет. А этот, с дыркой в голове, вообще плохой человек, бандит. Что такого, если я выполню свою работу и сделаю пару-тройку лишних дырок в этом нехорошем человеке? Но Макс не Харон, он – обыватель, самый обычный человек, такой же, как и все мы, сидящие по эту сторону экрана. И Максу совсем не хочется встречаться со Смертью. Он предпочитает не вспоминать, не знать, не думать о ней. А стоило бы.
Memento more – помни о смерти, говаривали древние. Майкл Манн еще раз повторяет их призыв. Помни о смерти! Помни, что твоя жизнь – не навсегда, она уже началась, хуже того – она уже почти кончилась. И седовласый джентльмен в серебристо-сером костюме показательно макает таксиста носом в его бессмысленную жизнь, в тщетные мечты о собственном деле и острове в океане, в двенадцать лет, проведенные за баранкой на "временной" работе, во вранье маме и самому себе... Memento more – помни о смерти. Помни – то, что ты не сделал сегодня, не сделаешь никогда.
Вот такая вот банальщина – фильм о жизни и смерти. Отличный фильм о жизни и смерти. Кстати, таксист к финалу все-таки, видимо, понял: единственный способ борьбы со Смертью – не бояться смерти. И тогда Смерть устала. В маленьком серебристо-сером механизме кончился завод, и он сел отдохнуть.
Вашингтон решился на новый шаг по просьбе Брюсселя