Бондарчук вывела Пушкина на последнюю дуэль

Складывается впечатление, что либо российского обывателя хотят по-быстрому окультурить, либо окончательно перемешать ему все в мозгах: после клюквы на берегах Дона выходит фильм о последней дуэли Пушкина




Такое складывается устойчивое впечатление, что либо российского обывателя хотят по-быстрому окультурить, либо окончательно перемешать ему все в мозгах. Вместо того чтобы показать старый "Тихий Дон", нам демонстрировали какую-то развесистую клюкву а-ля "рюсски казак". Еще какой-то гениальный в своем роде румын замахнулся на Льва нашего Николаевича Толстого с бессмертной эпопеей "Война и мир".

Теперь вот на экраны страны выходит фильм "Пушкин. Последняя дуэль", срежиссированный Натальей Бондарчук. Киноманы со стажем помнят ее в роли Хари в фильме "Солярис" Андрея Тарковского…

Помнится, когда-то долго и со вкусом цитировали одну из эпиграмм Гафта про трех Михалковых, которые по земле ползут, и от того она испытывает сильнейший зуд. Теперь впору переделывать эпиграмму под Бондарчуков. Только-только отсмеялись-отмучались с "Тихим Доном", так на тебе – Безруков в главной роли! Тоже человек с масштабами: то главный бандит-"бригадир", то Сергей Александрович Есенин в лучшем виде, теперь же сам великий Пушкин - в нечесаных бакенбардах, рыжий, бесстыжий и голубоглазый.

В фильме дана попытка, как сообщает "Комсомольская правда", ссылаясь на пресс-релиз, придать "общеизвестному иной смысл, построенный не столько на ее личных убеждениях, сколько на сведениях, полученных в процессе долгого и кропотливого труда над обширным и, казалось бы, "статичным" материалом. Пришло время узнать правду".

Действительно, давно пора! Пора экранизировать "Тайные записки Пушкина 1836-1837 годов", изданные Михаилом Армалинским. Вот уж где материал не статичный, главное - поставить три креста в аннотации, вот такие – XXX. Впрочем, и без Армалинского правда по Бондарчук жжет киноглаголом сердца почитателей. Например, как пишет "КП", Пушкина - Солнце русской поэзии – погубили исключительно иностранцы – французишки всякие, голландцы летучие, австрийцы развратные. В общем, все те, кто стояли и толкались у трона Николая I "жадной толпой".

"Комсомолка" ставит в укор авторам и создание образа царя-самодержца – Николая "Палкина" – как отца нации, которому свободолюбивый до невозможности Пушкин готов был служить чуть ли не дворником. Ну, дворник, не дворник, а камер-юнкер – тоже не бог весть какой великий чин. А что до "служить и прочее", так Николай Александрович, если кто забыл, после смерти взял на себя все долги шебутного поэта, которых тот понаделал изрядно. И понимал государь, что надобно пушкинских "мух" с его "свободолюбием" отделять от его же "котлет", то есть творчества. В общем, тут как раз претензий особенных и нет, поскольку многие специалисты до сих пор не могут прийти к однозначному мнению насчет отношений поэта и государя.

Но вернемся к вредителям-"немцам". Как пишет газета, несмотря на то что в составленном начальником сыска Дубельтом (играет Борис Плотников) списке лиц, причастных к завершившемуся дуэлью заговору вокруг Пушкина, было много русских фамилий, режиссер с особым удовольствием акцентирует имена инородцев - Нессельроде, Геккерн, Дантес. Последнему достается особо! Это же гомосексуалист, да еще пассивный, да еще в связи со своим приемным отцом бароном Геккерном состоял. Ясное дело, кто мог покуситься на Пушкина – только такой, как Дантес. Да еще с особым цинизмом: ишь, на любимую женщину поэта потянуло…

Интересный момент случается и с Нессельроде, который отказывается подать милостыню русскому мальчонке. Мальчонка даром что неграмотный, а сразу видит, откуда ветер: "И нос у тебя длинный!"

Работу артиста Безрукова автор рецензии оценивает ниже "троечки": "Актер привычно хлопочет лицом и по любому поводу щерит белые зубы. В то, что этот человек может написать стихотворение "Пророк" или "Капитанскую дочку", как-то не очень верится. Вот он истекает сусальной слезой, держа в руках новорожденную дочь. Вот он, баловник, желает овладеть Натальей Николаевной (Анна Снаткина) прямо в карете. А вот, выведенный из себя, гневно бросает нежной супруге строчку из письма: "Ты радуешься, что за тобой, как за сучкой, бегают кобели, подняв хвост трубочкой и понюхивая тебе задницу!".

В общем, "Убили Сашу!", как кричит Наталья Николаевна спустя две недели после случившегося. Критик "Комсомолки" в этой связи заканчивает свою рецензию тем, что соглашается с Натальей Николаевной. Убить Сашу режиссеру Бондарчук удалось, а вот Пушкина – вряд ли.

Впрочем, все это лишь домыслы и россказни. Фильм выходит в ограниченный прокат 30 ноября. И у всех, кому интересно, что можно сделать из обыкновенной человеческой (семейной) трагедии, осложненной творческими проблемами и дворцовыми интригами, есть замечательная возможность оценить труд Натальи Бондарчук, Сергея Безрукова и всего киноколлектива.

Выбор читателей