В поисках вечного оргазма

Далеко не все дамы, разменяв полтинник, согласны уходить на покой. Лучше уж подтянуть, где висит, и продолжить бой. Или отправиться в райский уголок, где полуобнаженные мулаты меняют тело на валюту по курсу один к одному

На юг (Vers le sud)
Франция – Канада, 2005
Режиссер: Лоран Канте
В ролях: Шарлотта Рэмплинг, Карен Янг, Меноти Сезар, Луиз Порталь





Полвека назад опальный фрейдист Вильгельм Райх схлопотал два года тюрьмы за теорию о связи "секса и политики". Теперь же французский режиссер Лоран Канте изящно сплетает одно с другим в эротико-политической драме "На юг".

"Свой первый оргазм я получила в 45 лет", – сообщает камере бледнокожая Бренда с глазами на мокром месте. Случилось это на Гаити, с семнадцатилетним подростком по имени Легба. Три года спустя, кинув мужа, Бренда решила тряхнуть стариной и вернулась на остров. Время действия – конец 1970-х, когда мировой секс-туризм только набирал обороты и жительницы благополучных стран за сэндвич с колой еще могли купить иллюзию молодости и счастья. Приехав в отель, Бренда знакомится с целой бандой сексоголиков. Верховодит в ней 55-летняя американка Эллен, преподавательница французской литературы, в противовес наивной Бренде – циничная сука. Еще в компании числятся пухлявая Сью с фабрики бытовых приборов и породистая английская дылда. Вокруг них москитами кружат гаитянские мужики, но трахаться все хотят с главным местным жигало, в котором Бренда узнает того самого Легбу.

Сексуальные дрязги престарелых курортниц здорово смахивают на очередную мизансцену к пьесе "Монологи вагины". Американская феминистка Ив Энцлер собрала в ней целую энциклопедию женских историй, но про секс-туризм почему-то умолчала. А он нынче в моде. Повсюду в мире процветает культ молодости – но далеко не все дамы, разменяв полтинник, согласны уходить на покой. Лучше уж подтянуть, где висит, намазать крем погуще и продолжить бой. Или отправиться в райский уголок, где полуобнаженные мулаты, валяясь на кварцевом песке, меняют тело на валюту по курсу один к одному. Ничего удивительного, что Эллен отдыхает на Гаити уже шесть лет подряд и в отличие от Бренды, которой еще только предстоит стать профессионалкой секс-туризма, прекрасно понимает, как устроен этот мир (хотя трудно поверить, что шестидесятилетняя Шарлотта Рэмплинг, снимавшаяся еще у Висконти и Бунюэля, испытывает какие-либо проблемы по линии мужского внимания).

Однако в фильме "На юг" поиски вечного оргазма сами по себе мало что значат. Сценарий картины Лоран Канте писал на основе рассказов гаитянского диссидента Дени Ляферьера, и пляжные романы тут – лишь повод подступиться к серьезному разговору. В описываемое время Гаити корчится под кровавыми сапогами диктатора Дювалье: народ голодает, полиция творит беспредел, коррупция цветет буйным цветом... Когда всеобщего любимца Легбу находят мертвым, Эллен и Бренда сталкиваются с тем, что расследовать его смерть никто не собирается. "Туристы никогда не умирают", – успокоит следователь, а остальное американок интересовать не должно. И, в общем-то, не очень интересует. Отплакав положенное, Эллен уезжает домой, а Бренда отправляется в путешествие по Карибскому бассейну, за новыми приключениями. Финал получается совсем не трагическим, но толстокожие американки в этом не виноваты – частный случай проясняет наши отношения со странами третьего мира в принципе.

Да, все сочувствуют тяжелой жизни островитян, переживают за голодных детей Африки, следят за перипетиями гражданских войн. Но без фанатизма. Западная цивилизация и тридцать лет назад, и сейчас предпочитает позицию стороннего наблюдателя, с редкими вылазками на места. Мол, открыли офис "Красного креста" в банановой республике, и хватит с нас. И пока у какого-нибудь "Нджалы" не появился ядерный чемоданчик, беспокоиться особо не о чем. Обратной стороной этого неучастия становится экспорт демократии, который регулярно устраивает тот же Джордж Буш. Не известно еще, что хуже. Следовательно, Эллен и Бренда поступили ровно так, как должны были, как на их месте поступил бы любой нормальный человек. Все ж таки Лоран Канте снимает не боевик, а реалистичное кино, где геройствовать среди папуасов дураков нет.

Тут самое время вернуться к теории Райха, прославлявшей половое раскрепощение как зачатие классовой борьбы. Последователи Райха вышибали двери в туалетах Сорбонны в 1968 г., веря в свободу секса как начало новой жизни. Легба со товарищи, окучивая по сотне туристок за сезон, творят на Гаити свою маленькую революцию – без заговора и баррикад подтачивают диктатуру изнутри. И пока власти беззаботно подсчитывают прибыли от секс-туризма и борются с мифическими врагами, тот самый ушастый маленький жуир, пытающийся приобнять за талию Эллен, готовит им нож в спину.

В прокате с 7 декабря

Выбор читателей