Рискованный ход Медведева

Выступление Дмитрия Медведева в Мурманске вызвало к жизни слухи о капитальной пенсионной реформе. Однако на самом деле в его словах нет никаких серьезных намеков на тектонические изменения в этой сфере


ФОТО: AP



С началом нового года политическая жизнь в стране мало-помалу оживляется. Вернувшиеся из теплых стран политики и эксперты готовы воспринимать происходящее вокруг почти адекватно. А адекватность нужна: на носу президентские выборы, которые, при всей их заданности, все же несут в себе важные элементы будущего политического, экономического и социального уклада страны.

По понятным причинам особое внимание обращено к Дмитрию Медведеву. Первый вице-премьер близок к обнародованию своей предвыборной программы. Нет сомнений, что конкретных обязательств со стороны кандидата мы не услышим. Такова российская специфика предвыборной агитации: чем серьезней претендент, тем расплывчатей его обещания. Однако даже намеки на направление будущих усилий дорогого стоят. В условиях закрытости российской политики, "бартерных сделок" и "разменов" на самом высоком уровне, подобные намеки - подчас единственное средство проявить амбиции.

История с вроде как вновь (в который раз) запускаемой пенсионной реформой ярко иллюстрирует подобного рода затруднения политической элиты. В конце прошлой недели Дмитрий Медведев во время рабочей поездки в Мурманск пообещал внести изменения в действующую пенсионную систему: "Я считаю, что мы обязаны совершенствовать пенсионную систему, мы обязаны поднимать недопустимо низкие пенсии, которые существуют у довольно значительного числа наших граждан. Основные направления совершенствования этой системы тоже понятны – это улучшение действия страховых принципов в пенсионной системе, это развитие накопительных механизмов, когда мы получаем возможность софинансировать пенсионные выплаты путем привлечения денежных средств как федерального бюджета, так и денежных средств, которые принадлежат самим гражданам, будущим пенсионерам, и, возможно, средств работодателя. Вот это, наверное, магистральное направление совершенствования пенсионной системы. Но еще раз повторяю: ее совершенствование должно идти неразрывно с общим увеличением пенсии, которое сегодня, собственно говоря, и происходит по тем решениям, которые приняты".

Обширная цитата вероятного преемника Владимира Путина на посту президента России требует пояснения. В меньшей степени – в связи со своей содержательной частью. О том, что пенсионная реформа, затеянная в свое время ведомством Михаила Зурабова (а затем поддержанная Минэкономразвития Германа Грефа, да и самим Владимиром Путиным), серьезно пробуксовывает, стало известно не вчера. В условиях более чем благополучной внешнеэкономической конъюнктуры пенсионное обеспечение существенно не улучшилось: дефицит средств возрастает, а миллионы работающих и неработающих граждан, допустивших оплошность родиться ранее 1967 г., были вычеркнуты из числа тех, кто вправе претендовать на накопительную часть своей "страховки от старости".

Поговорить стоит все же о другом. Слова Медведева вызвали к жизни слухи о капитальной пенсионной реформе, которую готовят "под преемника". СМИ публикуют информацию о том, что в ведомстве нынешней главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой уже созданы две группы, которым поручено проработать соответствующую программу действий. А бывший глава этого ведомства Михаил Зурабов то ли еще в октябре прошлого года получил должность советника президента по профильным вопросам своей прежней деятельности, то ли вот-вот ее получит. И не иначе как по необходимости привлечь его знания и опыт к реализации нового проекта.

Между тем в высказываниях Дмитрия Медведева серьезных намеков на тектонические изменения, которые грядут в этой сложной и болезненной для подавляющего числа граждан сфере, на самом деле нет. Хорошо видно, что первый вице-премьер отрабатывает простой и ласкающий слух большинства граждан тезис: пенсии нужно повышать. В официальных отчетах из Мурманска, в которых приводятся слова Медведева на эту тему, нет пассажа о том, что действующая пенсионная система "крайне неудачна": а именно эта цитата позволила многочисленным СМИ объявить о "крайне жестком" отношении кандидата в президенты к действующей пенсионной практике.

Не секрет, что Дмитрий Медведев крайне осторожен в высказываниях. Сегодня трудно судить о природе подобной внимательности к словам: это может быть свойство разумного политика или же свидетельство неуверенности новичка. Но в любом случае, пенсионная тема – крайне неудобная часть предвыборной агитации. Логика развития этого вопроса такова, что позитивный резонанс может обеспечить лишь конкретика. Есть ли у Медведева на руках альтернативный вариант развития пенсионной системы? Скорее нет, чем да. И то, что он говорит, подтверждает лишь одну мысль: "скелет" зурабовской реформы будет сохранен.

Другой разговор – это политический аспект темы, за которую взялся Медведев. Пенсионная реформа – хороший сюжет, чтобы заявить о себе как о самостоятельном политике, действующем в русле "плана Путина", но при этом привносящем свои коррективы в траекторию этого курса. Как куратор национальных проектов Медведев работает со своей темой. Кроме того, он имеет ясное представление и о "несистемных" сбоях в подобного рода сферах. Достаточно вспомнить более чем резкую реакцию нынешнего кандидата в президенты на коррупционный скандал в ФОМС, связанный с обеспечением граждан льготными лекарственными. Тогда он прямо назвал подчиненных Зурабову должностных лиц "жуликами" и заявил о неудовлетворенности работой Минздравсоцразвития. Это было воспринято как свидетельство неминуемой опалы Михаила Зурабова, но, к удивлению многих, Путин лишь пожурил его, не более.

В этом контексте думать об участии Зурабова в разработке новой концепции реформы "под преемника" было бы нелепо. Очевидно, что Медведев и Зурабов – не члены одной команды. И даже если отставной министр действительно был назначен советником президента, то роль этого назначения переоценивать не стоит. Тем более, имея в виду скорый уход Путина из Кремля, речь идет о временном трудоустройстве. А вот утечка информации о новом месте работы Зурабова – это вполне может быть сигналом для Медведева: не увлекаться реформаторством.

Остается лишь пожалеть российскую региональную элиту, которая встречает Дмитрия Медведева, не имея ни малейшего понятия, стоит ли держать нос по ветру. Пока ни у кого нет (да и не может быть при вероятном премьерстве Путина) уверенности в том, что Дмитрий Медведев создаст вокруг себя единственный центр принятия решений. Соответственно, все, что от него исходит, искушает верноподданных "подлинностью". Для политической элиты было бы много проще, если бы преемник повторял все за действующим президентом: слово в слово. А разночтения, даже в мелочах и намеках, – это уже большая политика. В которую большинство российских политиков старается не лезть.

Выбор читателей