Еще один современный Маугли

Новую версию мюзикла "Маугли" Детский музыкальный театр юного актера посвятил памяти режиссера Игоря Франца. Спектакль стал одноактным, а действие перенеслось в современные "асфальтовые джунгли"




"Маугли" композитора Игоря Кадомцева появился в начале 1990-х гг., когда режиссер Игорь Франц с выпускниками Детского музыкального театра юного актера создал в ГИТИСе собственную мастерскую. И хотя на афише первого спектакля Музыкального театра "Три-Тон", как стала называться эта мастерская, стояло "современная опера", "Маугли", по сути, стал первым в России мюзиклом для детей.

Игорь Франц поставил заводной и зрелищный спектакль, в котором играли и пели совсем молодые ребята – подростки, почти сверстники сидящих в зале детей. Яркой составляющей мюзикла стала выразительная хореография, поставленная Ириной Лычагиной, известным сегодня режиссером музыкального театра. И те, кому посчастливилось увидеть "того" "Маугли", всегда будут помнить искренние и пронзительные образы, созданные юными актерами, многие из которых сейчас стали профессионалами. Совсем разными получились заглавные герои у Алексея Андреева и Андрея Субботина. Незабываема роскошная Багира Аллы Ковнир. Небольшие, но запоминающиеся эпизоды сыграли Денис Семенов, Надежда Канунова и Дмитрий Саенко.

Однако время безжалостно. Ничего не осталось от Музыкального театра "Три-Тон", не стало режиссера Игоря Франца. Но "Маугли" Игоря Кадомцева не умер. Художественный руководитель Детского музыкального театра юного актера Александр Федоров решил посвятить новую версию мюзикла памяти Игоря Франца. Режиссером спектакля стал бывший актер театра, а ныне режиссер Юрий Урнов.

Изменилось все: из двухактного "Маугли" стал одноактным (что добавило ему динамики, но лишило части музыкальных номеров), реалии повести Киплинга остались лишь в виде отрывков из мультфильма, а действие перенеслось в современные "асфальтовые джунгли". Неизменными остались лишь "закон джунглей" (лучшая музыкальная тема спектакля – "Мы с тобой одной крови") и искренность, с которой играют юные актеры (уже новое поколение).

Странным кажется сочетание в спектакле абсолютно современных костюмов и оформления (художник-постановщик Виктор Пал), современной же пластики и движений (хореограф-постановщик – известный мастер Contemporary Dance Альберт Альберт) и вполне себе анахроничного видеоряда из мультфильма "Маугли". Советский мультик с традиционно красивыми зверюшками и безоблачной музыкой вступает в противоречие с обликом и боевым раскрасом сегодняшних подростков-волков.

Появление мультяшных зверюшек предваряет в спектакле появление их современных "двойников", что-то из серии "как было" и "как есть". Самым страшным кощунством покажется традиционно настроенному зрителю превращение умницы Багиры во вполне обычную проститутку (ее играет единственная "взрослая" актриса – Юлия Пустовойтова). Сладострастно изгибающаяся вокруг шеста сексуально мурлыкающая Багира, одетая лишь в нижнее белье – что это: "учительница жизни" или эротическая фантазия подрастающего Маугли?

Недалеко ушла от новой пантеры-соблазнительницы и Девушка, встреченная Маугли у ручья. В исполнении Анастасии Прониной она кажется послушной ученицей проститутки Багиры, только еще не столь сексуально притягательной и не столь откровенной. У нее все впереди. В том же ключе выступают Екатерина Стеблина и Яна Курина, играющие в спектакле сначала волчат, а потом, объединившись, шакала Табаки.

Гораздо выразительнее получились в спектакле мужские образы. Вожак стаи Акела в исполнении Олега Васенина и Шерхан Романа Шмакова – подростки, возглавляющие современные противоборствующие группировки. Они органичны в своей юношеской нетерпимости, безудержной и неуемной ненависти, доводящей до драки. Интересны Алексей Умаров и Филипп Авдеев в эпизодических ролях.

Режиссеру спектакля Юрию Урнову повезло с исполнителем заглавной роли. Никита Кукушкин, несомненно, одно из самых перспективных дарований Детского музыкального театра юного актера. Его Маугли – обычный, немного нескладный сегодняшний подросток с MP3-плейером и рюкзачком за спиной, случайно оказывается на этой улице, попадает в стаю, ввязывается в разборки. Он проходит через всю грязь современной уличной действительности и выходит из нее чистым и цельным. Он проживает за спектакль целую жизнь, и мы видим, как это происходит.

Сегодняшний "Маугли" более резок и категоричен, чем его предшественник. Здесь не задают вопросов, а действуют, не размышляют, а бьют. Поэтому так ценны и дороги слезы, выступающие на глазах главного героя, когда он задает единственный в спектакле вопрос: "Что со мной, Багира? Я умираю?".

Выбор читателей