Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Это, конечно, стало возможным в эпоху телевидения, когда все тонкости открытия и закрытия Олимпиады мгновенно становятся достоянием всей планеты. Наверное, интересно было бы, спокойно сидя у телеэкрана, просмотреть такие церемонии подряд, начиная, скажем, с Игр 1936 г. в Берлине, когда зрелищная сторона дела впервые была поставлена на службу идеологии. Порой из такого синтеза получались выдающиеся художественные произведения.
Понятно, что Игры ХХ в. стали откровенно политизированными, что наиболее заметно проявилось на московской Олимпиаде 1980 года. Понятно, что Пекин-2008 учел тот малоприятный опыт и дистанцировался от политики всеми возможными методами (вплоть до полицейских). И чем дальше в ХХI век продвигается современное олимпийское движение, тем понятнее, что этот путь, при всех соблазнах, малоперспективен. Куда более верными и мудрыми выглядят художественные решения, при которых страна-организатор использует во всех церемониях, во всем художественном решении Игр национальные мотивы.
Пекин пошел именно по этому пути. Красочность костюмов, цветового, звукового, пиротехнического и прочих режиссерских находок буквально завораживала. Дисциплинированные китайские волонтеры и профессиональные актеры, музыканты, акробаты творили на стадионе "Птичье гнездо" настоящие чудеса. Распускающиеся цветы, волшебные замки и прочие волшебства, среди которых, ко всеобщему удивлению, не было традиционных китайских драконов... ну просто глаза разбегались! Однако внезапно возникла серьезная проблема, и не одна.
Первая - отдаленность китайской символики от остального мира, ее подчеркнутая самоценность. Множество художественных решений, знаков, цветовых комбинаций, которые каждый китаец приучен читать с детства, недоступны европейцам, африканцам, австралийцам, американцам. Загадочность древних китайских символов сослужила организаторам и постановщикам шоу не очень хорошую службу. В попытках разгадать "культурный код" той или иной живой картины, порой уходило понимание цельности всего действа. Хотя, возможно, это и была главная цель китайских постановщиков - дать остальному миру понять, что Китай с его великой историей в любом случае остается далеко впереди нашего куда более рационального понимания красоты. И философии жизни, конечно...
Вторая проблема - утилитарные цели олимпийской церемонии. Некие живые картины, в которых участники весьма примитивно демонстрируют откровенно спортивные позы, - беда каждого из таких шоу. И лишь некоторые Игры оставили нам в память о себе примеры подлинных шедевров слияния спорта, олимпийской символики и великих художественных идей. Самые яркие воспоминания в этом смысле - открытие зимних Игр в Альбервилле 1992 г., когда церемония была решена в строго авангардном, если не сказать сюрреалистическом ключе, в который отлично вписались все спортивные подробности. Но, увы, подчеркнутый авангардизм той постановки оказался не очень понятным простым болельщикам...
Далее - само зажжение и угасание олимпийского огня. Этот кульминационный момент церемоний в Пекине был решен очень ярко на открытии и полностью провален на закрытии Игр. Вспомните бег факелоносца по наклонной стене поверх трибун стадиона, вспомните, как по спирали взлетал вокруг олимпийской чаши огонь, словно бы повторяя контуры национального китайского свитка! На закрытии можно было ожидать чего угодно, любой тонкой игры с этой символикой, однако огонь просто угас и вся красота церемонии, увы, угасла вместе с ним...
Сразу же вспомнились все гениальные решения прошлых Игр. Например, горящая стрела, которую лучник выпустил на Играх в Барселоне - стрела, прочертила огненную дугу на фоне ночного неба и вспыхнула мощным пламенем в чаше олимпийского огня. Или Игры в Афинах - маленькая девочка посреди огромного стадиона дунула на огонь, и он тут же погас. Да и другие моменты церемоний на разных Играх помнятся весьма ярко - взять хотя бы прощание с Мишкой в Москве, улетевшим в ночное небо на связке воздушных шариков. Именно по таким эпизодам вспоминают потом те или иные Игры. Пекин не предложил нам ничего подобного, предпочтя общую красочность и витиеватую загадочность восточной картинки. Может быть, в этом и был смысл этой невероятно красивой китайской церемонии? К сожалению, она оказалась смазанной финальными "попсовыми" напевами в стиле очередной "Фабрики звезд", которая, видимо, интернациональна и потому доходчива.
И последнее. Непременный атрибут церемонии закрытия - представление столицы будущих Игр. Лондон показал, что национального колорита ждать нечего: выступление группы танцоров-мимов в подчеркнуто интернациональных костюмах, представивших смешение рас и языков, гитарист легендарной группы Led Zeppelin Джимми Пейдж и классический хард-рок в качестве, очевидно, музыкального лейтмотива будущих Игр. Порадовал только классический лондонский двухэтажный автобус, на красном боку которого было написано "Лондон - Пекин - Лондон".
А стоило бы англичанам, скажем, выпустить на стадион в Пекине всемирно известных королевских гвардейцев в красных куртках и меховых шапках, как на разводе караула у Букингемского дворца, - и все, он мгновенно вписался бы в национальную стилистику шоу. Но на такой радикальный шаг британцы не пошли, дав понять, что общеевропейские ценности для них куда важнее. Думаю, Лондон никаких загадок миру не преподнесет - все будет очень политкорректно и не очень консервативно. Как в Европе принято. ## AP ©
Ситуация может еще больше обостриться