Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото: Karsten Lemm/ picture alliance/ Global Look Press |
Святослав Рихтер занимался ежедневно по 10 – 11 часов и стал величайшим пианистом XX в., наглядно продемонстрировал пользу непрерывного обучения, привел пример генеральный представитель в России и СНГ международной корпорации Executive Search Михаил Богданов. Без постоянного пополнения знаний выгодно трудоустроиться с каждым годом становится все сложнее, отметил он: отсутствие дополнительных курсов и тренингов всегда вызывает вопросы у потенциального работодателя.
А для топ-менеджеров значимым становится наличие второго фундаментального образования. По словам эксперта, из 50 самых высокооплачиваемых позиций, закрытых его компанией в 2012 – 2013 гг., более одного высшего образование имели 56% специалистов. Чаще всего это было MBA (38%) или второе высшее в области экономики и менеджмента (32%). Еще 17% закончили аспирантуру, 13% получили сертификат АССА (профессиональное образование в области финансов, бухгалтерского учета и аудита) и 7% – сразу два дополнительных высших образования.
Представитель компании Henkel Алексей Ананишнов отметил четыре глобальных тренда, оказывающих влияние на современный рынок труда и образовательных услуг. Первый – стареющее население. Доля пожилых людей в развитых странах постепенно увеличивается, при этом они ведут активный образ жизни и стремятся идти в ногу со временем: с энтузиазмом осваивают новые технологии и т.д. В течение долгой жизни человек может сменить две – три профессии. Пенсионный возраст во многих государствах начинается лишь после 70 лет, и безработица сегодня в большей степени касается молодых. Россия от стран Запада в этом вопросе пока отстает, но движется в том же направлении.
Второй тренд – смена поколений происходит более гладко. Однако разница в подходах к обучению все же заметна: важнее становится форма подачи материала, которая порой заменяет содержание. Картинки воспринимаются лучше текста, особенно если он большого объема.
Третий тренд – развитие технологий. Благодаря мобильным устройствам сегодня учиться можно всегда и везде – 7 дней в неделю, 24 часа в сутки. И возможности "учебных пособий" заметно расширились.
Четвертый тренд – глобализация. Люди стали более мобильным, свободно владеют иностранными языками, быстрее адаптируются в разных странах, чаще выбирают обучение за рубежом и легче находят там работу. Соответственно, растет и глобальная конкуренция. К россиянам, опять же, это пока относится в меньшей степени. В большинстве своем они мало мобильны, и их способность работать в разных странах/бизнесах/структурах требует улучшения.
В роли аутсайдера Россия выступает и в вопросе электронного образования, которое во всем мире развивается наиболее бурно. Хотя как раз для нашей страны с ее огромной территорией эта проблема особенно актуальна – дистанционное обучение дает возможность получения одинакового уровня образования людям, проживающим в разных концах страны. Официально дистанционное образование существует в России с 1992 г., когда была принята "Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования для повышения доступности и качества учебных программ по всей территории страны". Но если на Западе в настоящее время 90% вузов используют электронную форму обучения, то в России только начинают осваивать эту систему, отставая на пять – семь лет, посетовал декан научно-исследовательского факультета Северо-Западного института управления РАНХиГС Сергей Ермаков.
Между тем, по данным Cedar Group, при таком обучение скорость запоминания учебного материала в сравнении с очными формами выше на 15 – 25%, а время обучения сокращается на 32 – 45%. Эксперты связывают недостаточно большой интерес россиян к дистанционному образованию с консервативной ментальностью и языковым барьером, который вообще препятствует интеграции российского образования и науки в мировую систему.
В вопросах взаимодействия образования и культуры тоже далеко не все гладко как с точки зрения подготовки кадров, так и с точки зрения воспитания потенциального зрителя/слушателя. Привлечение детей и подростков в учреждения культуры – это мировая проблема. Особенно это касается музеев. По словам экспертов, характерная черта времени – атрофия восприятия неподвижного объекта. Для иллюстрации заведующий центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея Борис Столяров привел наглядный пример: Михайловский замок (Санкт-Петербург), по лестнице сбегает паренек лет одиннадцати, на вопрос: "понравилось?", отвечает: "нормально". "А еще придешь?" "Нет". "Почему?" "А здесь ничего не происходит". Чтобы привлечь подрастающее поколение, сегодня уже недостаточно просто организовать выставку, ее необходимо сопроводить какими-то дополнительными "живыми" программами.
Фундаментальное среднее и высшее образование, охватывающее различные области знаний, было предметом гордости Советского Союза. Но в современной России учебная дисциплина "Мировая художественная культура" – это уходящая натура: она уходит из обязательного образования в дополнительное, рассказал Борис Столяров. А кто пойдет в музеи, театры, концертные залы, если с детства не приучать людей к восприятию различных произведений искусства, задала риторический вопрос заведующая лабораторией интеграции искусств ФГНУ "Институт художественного образования" Елена Олесина. Беда в том, что в России за образование и культуру отвечают два разных министерства, и нестыковка между ними бесконечна, пояснила она. Да и вообще, государство практически не заботится о культуре, резюмировали участники форума.
Ситуация в зоне СВО остается напряженной
Спецслужбы своей выходкой лишь навредили собственной стране