Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: x99/ZUMAPRESS.com/globallookpress |
В ответ МЧС отчитываются о полной боевой готовности и новых технических средствах борьбы с пожарами: в этом году искать очаги возгорания будут с помощью вертолетов с тепловизорами, способными обнаружить малейшие подозрительные температурные колебания, а на вышках мобильной связи планируется установить специальные камеры. Несмотря на такую серьезную подготовку МЧС, на Дальнем Востоке пожары уже оправдывают пессимистичные прогнозы экологов: всего, судя по спутниковым снимкам, в России горят более 400 тыс. га леса (Рослесхоз, впрочем, сообщает о возгораниях на площади в четыре раза меньше - 50 тыс. гектаров).
О том, чего на самом деле стоит опасаться москвичам и почему Россия год за годом горит, несмотря на печальный опыт, "Yтро" решило выяснить у координатора по лесной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) Николая Шматкова.
После смога 2010 г. МЧС начало вполне бодро реагировать на сообщения о возгораниях, да и сами россияне стали менее равнодушными и стараются не допустить пожаров, отметил Шматков. Кроме того, было проведено обводнение торфяников, которое, впрочем тоже вызвало волну критики: вырытые каналы, по мнению некоторых экспертов, осушили проблемные регионы еще больше. Однако даже этих заранее принятых мер в условиях засухи может оказаться недостаточно.
"В целом проблема в Подмосковье решена. Но дело в том, что дым - он не различает, откуда прийти в Москву из-за границы области: 70 - 100 километров для дыма ничего не значат. Если посмотреть по розе ветров и карте задымления, дым поступал из Рязанской области, Владимирской, и там никто проблемами обводнения заброшенных торфоразработок не занимался, и деньги на них не выделялись", - отметил Шматков. Уже сейчас пожары, хоть и небольшие, зафиксированы на европейской территории страны, в том числе - в двух граничащих с Московской областях - Калужской и Тверской.
Фото: x99/ZUMAPRESS.com/globallookpress |
Еще один фактор, для которого совершенно не важны территориальные границы, и о котором мало кто вспоминает - короед-типограф. После засухи 2010-го в Московской области произошла масштабная вспышка размножения жука-вредителя, из-за которого на территории региона порядка 50 тыс. га леса - это мертвые ели: огромное количество горючего материала, который в преддверии засухи ни у кого нет ни сил, ни желания убрать.
"Тепловизоры и камеры на вышках мобильной связи - это все работает, это правильно. Но когда начинаются массовые пожары (и сухой травы, и леса), тогда просто нет сил ни у кого выехать на каждый маленький пожар. Их много, информации поступает много, реагирование есть, но нельзя успеть потушить все и проверить, обоснован ли сигнал с тепловизора, или это просто нагретые солнцем листы брошенного в лесу металла (такое сплошь и рядом бывает). Реакция запаздывает, и ситуация выходит из-под контроля. И техническая оснащенность разная в разных регионах: в Подмосковье высокая, в других областях прилегающих - нет", - пояснил Шматков.
Впрочем, по его словам, в вопросе борьбы с пожарами Россия на фоне других стран совсем не выделяется: подобные ситуации бывают и в Европе, и в США, и в Канаде, и в Австралии. И виновны в массовых пожарах не только сотрудники МЧС, которые не успевают вовремя реагировать. "Проходя мимо хулиганов, которые поджигают траву, оставаясь к этому равнодушными, не затушивая уголь или дрова после пикников, мы сами, своими руками, создаем все большую и большую пожарную опасность вокруг себя, все больше и больше уничтожаем лес. Это же не Путин, не Медведев, не глава МЧС Пучков ходит и поджигает лес, поджигаем его мы", - напомнил эксперт.
Фото: x99/ZUMAPRESS.com/globallookpress |
МЧС, наоборот, несколько лукавит, заявляя, что человеческий фактор становится причиной лишь 80%, а не всех лесных пожаров, считает Шматков. "Весной все пожары в нашей стране, а в московском регионе 100% - это человеческий фактор. Единственный не человеческий, а природный фактор, кроме падения метеорита, вызывающий пожары - это сухие грозы: когда молния ударяет в сухое дерево, оно загорается, а дождя сильного при этом нет. Да, такие явления характерны в Сибири, в республике Коми, там из-за этого происходит до 30% пожаров, но в Подмосковье это исключительных случай. Все остальное - это люди, - уверен эксперт. - Не надо тут прятаться ни за какие цифры, не надо прятаться за кого-то, кто будет решать нашу проблему. Проблема лесных пожаров - в тех руках, которые поджигают спичку и не нажимают на кнопку мобильного телефона, проезжая мимо огня".
Комментируя же критику в адрес Лесного кодекса, передавшего управление лесами в руки частного бизнеса, и чиновников, которые вынуждены заниматься бумажной работой вместо обхода вверенных им территорий (один сотрудник лесной охраны должен контролировать сотни или даже тысячи гектаров), Шматков выразил мнение, что общую философию госуправления в стране еще можно вылечить: "Просто ни на минуту нельзя забывать, что лесные ресурсы - это не нефть и не уголь, который можно отдать бизнесу. Лесные ресурсы, которые хоть и называются ресурсами, являются средой жизни для каждого человека. Управлять лесом по такой же технологии, как управляют другими ресурсами с добывающими целями, нельзя. Надо признать, что лес имеет экологические и социальные функции, и государство не должно просто самоустраниться и переложить на плечи бизнеса управление таким ресурсом, от которого зависит благополучие каждого человека".
## AP ©
Город наполовину находится под контролем России
Россияне смогли получить важное преимущество на поле боя