Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
В космическом околоземном пространстве начала свою работу китайская обитаемая космическая станция "Тянгун-2" (Небесный дворец). Как сообщает агентство Синьхуа, на борту корабля находится различное оборудование для экспериментов, в частности, высокочувствительный детектор гамма-излучения. Среди задач, которые будут отрабатываться на орбите - прием и дозаправка космических кораблей. Исходя из этого, можно предположить, что с большой долей вероятности Китай собирается строить на орбите свой вариант станции "Мир".
Орбитальная космическая станция "Мир", 1986 год. Фото: ТАСС
Несмотря на скепсис некоторых экспертов, Поднебесной все-таки удалось совершить "большой скачок" в космос. 15 октября 2003 г., запустив первого астронавта (тейкинавта), КНР вступила в клуб космических держав. Тейкинавт Ян Ливэй вошел в историю так же, как Юрий Гагарин и Алан Шепард. Спустя 13 лет в небо взлетела орбитальная станция. Проект "Тянгун-2" является частью большой программы по созданию пилотируемых кораблей. В общих чертах китайская станция напоминает советскую станцию "Алмаз", которая стала основой для создания проекта "Мир". "Небесный дворец", правда, получился немного тесноват - он почти в два раза меньше советских кораблей.
"Тянгун-2" - проект полноценной орбитальной станции, которую как конструктор соберут на орбите пилотируемые модули типа "Шэньчжоу". По данным открытых источников, масса аппарата составит около 9 тонн, а диаметр порядка 4,2 метра. Пока станция разворачивается на орбите в автоматическом режиме. Первые астронавты прибудут на "Тянгун" только в следующем году и, как ожидается, пробудут в космосе месяц. До этого станция развернет "крылья" солнечных батарей и будет поддерживать связь с Землей в автоматическом режиме. Кроме наземных систем, снимать показания телеметрии будет и специальное судно "Юаньван-5".
Китайский космический проект очень напоминает отечественные разработки. Следовательно, собираться второй "Тянгун" будет по тому же принципу, что и "Мир" - вокруг стыковочного модуля будут расположены жилые блоки, лаборатории, грузовые отсеки. К сожалению, такие планы китайцев демонстрируют всю несостоятельность идеи, что содержать свои "национальные" станции на орбите стало накладно. Именно эти аргументы в свое время привели к тому, что с орбиты была убрана станция "Мир" - уникальное творение российских инженеров и ученых. Теперь это "знамя" подхватил Китай, в котором не считают это направление космических исследований ошибочным.
Зачем же Китай стремится в космос? Во-первых, чтобы подтвердить свой статус сверхдержавы не только на Евразийском континенте и в регионе Юго-Восточной Азии, но и в мировом масштабе. Во-вторых, освоение космоса для технологически развитой страны, которой Китай, безусловно уже является - это реальная заявка на глобальное лидерство. Космос - это не только фундаментальные научные исследования, но и сфера коммуникаций, и, конечно, военная сфера. Не секрет, что СССР осваивал околоземное пространство не в последнюю очередь с целью получения превосходства над США - главным противником в холодной войне. Тогда предлагались и испытывались самые, казалось, фантастические проекты, начиная от орбитальных истребителей спутников, и заканчивая плазменным оружием. Больших успехов удалось добиться в деле слежения за противником - от постоянно висящих над территорией аппаратов не может укрыться ничто. Нельзя исключить возможности, что и Китай последовательно пойдет по тому же пути. Тому есть несколько причин. В последнее время форсирована программа строительства современного флота для вооруженных сил КНР, появились сообщения и о начале разработки стратегического бомбардировщика собственной конструкции, а китайский истребитель пятого поколения уже летает, правда, пока в виде испытательного макета, но игнорировать этот факт уже не получится. Для отстаивания своих интересов Поднебесной необходимы виды вооружения, которые обеспечат стратегический контроль зон стратегических интересов с охватом всего земного шара.
Первостепенной задачей также становится создание инфраструктуры для эффективного применения новейших видов оружия - крылатых гиперзвуковых ракет. Обеспечить надежное целеуказание для них невозможно без создания мощной космической группировки спутников. Безусловно "Тянгун-2" не справится с этой задачей, но на его экспериментальной базе вполне возможно отработать технические решения, которые станут основой для создания китайского варианта GPS или ГЛОНАСС, приспособленных в том числе и для военных целей. Получив в свои руки такой механизм, руководство КНР избавится от нескольких застарелых комплексов - во-первых от положения великой, но постоянно догоняющей страны, во-вторых от необходимости экспорта чужих технологий. Тут, в первую очередь, речь идет о российских технологиях, поскольку китайский космос имеет ярко выраженный русский "акцент".
Вероятно, в ближайшие 10-15 лет (к 2025-30 году запланирована китайская экспедиция у Луне) геополитическая карта мира, которая приобрела некоторую стабильность после распада СССР, вновь изменится. Китай будет уже не крупным региональным игроком, а силой, которая вполне способна на равных тягаться с США и Россией. Что может привести и к изменению традиционных парадигм во внешней политике - нейтралитета, равноудаленности и сосредоточению на своих национальных интересах. Возможно, КНР захочет создать собственную орбиту "китайского мира" - неприкосновенной зоны интересов, целостность которой будет гарантироваться и с помощью современной армии и вооружения. Многое будет зависеть от того, насколько удачными будут шаги Китая по освоению космоса.
Украинцы стали пушечным мясом для киевского режима