Украина как разменная монета

Три сверхдержавы должны взять на себя ответственность за международную безопасность, борьбу с терроризмом, гуманитарные вызовы, экологию, а также договориться о совместных действиях

Вчерашний визит в Киев действующего еще несколько дней вице-президента США Джозефа Байдена окутан тайной: как ранее писало "Утро", все важные встречи прошли за закрытыми дверями. Оставив наблюдателям простор для фантазии.

Джо Байден и Петр Порошенко. Фото: Sergii Kharchenko/ Zuma/ Global Look

Одни считают, что причиной секретности является банальный личный интерес. То есть договоренности о предоставлении климата наибольшего благоприятствования одной из самых крупных частных энергетических компаний Украины - Burisma Holdings, членом совета директоров которой является его сын Хантер.

Другие, как, например Владимир Карасев, уверены, что американский куратор приехал, чтобы напомнить о минских соглашениях. "В его заявлении между строк читается: выполняйте "Минск", проголосуйте законы, и все будет в порядке. Потому что, в отличие от администрации Обамы, которая взяла шефство над Украиной после Майдана, администрация Трампа не имеет к нам эмоциональной привязанности", - пояснил он свою мысль.

Те, что попроще, вроде Владимира Фесенко, убеждены, что вице-президент США приехал исключительно для того, чтобы проявить дань уважения к Украине.

Разумеется, для всех этих поводов достаточно было бы или телефонного звонка, или официального письма. Однако предмет переговоров оказался настолько серьезным, что потребовал личного присутствия Джо Байдена в Киеве.

Полагаю, прав Ростислав Ищенко: глобалисты не сдались и полны решимости вернуться в большую американскую политику. Для этого им нужно лишь заставить Трампа отказаться от намерения нормализовать отношения с Россией - уничтожить те площадки, на которых новый президент США готов уступить Путину, ликвидировав таким образом базу для компромисса.

Украина как разменная монета для этого очень подходит. Но кто же в команде нового президента может выполнить роль разрушителя и помешать восстановить отношения между Москвой и Вашингтоном до приемлемого уровня?

По слухам, команда Байдена не так давно встречалась с людьми из окружения нового вице-президента Майкла Пенса, который никогда не проявлял дружелюбия по отношению к президенту РФ. "Маленький и агрессивный лидер России на мировой арене сильнее, чем эта администрация — это констатация болезненных фактов. Это не поддержка Владимира Путина. Это обвинение в адрес слабой и беспомощной политики Хиллари Клинтон и Барака Обамы", - заявил он в октябре. А на вопрос, почему новый президент будет успешнее в отношениях с Кремлем, чем уходящий, Пенс коротко, но недвусмысленно ответил: "Сила. Просто и ясно".

Не должно быть никаких иллюзий относительно того, будут ли отношения Владимира Путина и Дональда Трампа складываться безоблачно. Предстоит серьезный торг, борьба за взаимоуважение и поиск компромиссов между людьми, которые привыкли добиваться поставленных целей.

Сегодня геополитическая шахматная доска вроде бы выглядит так, что и у России, и у США есть фигуры, которыми они могут жертвовать. Например, Украина и Сирия, которые, с точки зрения Вашингтона, выглядят равноценными. Но американцы наверняка понимают, что "вернуть" России Украину будет непросто, ибо это автоматически означает принять на себя ответственность за разоренную страну. То же самое, впрочем, относится и к Сирии.

С нашей точки зрения никакого обмена фигурами не требуется: что на Ближнем Востоке, что у своих границ мы решили все проблемы. В Сирии дела идут неплохо, на Средиземном море у нас теперь военно-воздушная и военно-морская базы. Украина - это скорее пассив, чем актив, причем слишком прожорливый, чтобы кто-то хотел удовлетворять все возрастающие аппетиты киевской верхушки. Собственно, от Незалежной нам требовался только Крым, получив его и тем самым обеспечив безопасность на юго-западном направлении и в Черном море, мы полностью потеряли интерес к этому несостоявшемуся государству.

Наоборот, у США и Евросоюза по отношению к Украине остались разного рода обязательства, начиная от финансовых и заканчивая моральными. И нас такой расклад полностью устраивает. Однако команда Трампа, вероятно, попытается для начала скинуть с себя эту обузу, оформив предложение как великодушный жест. После того как такой вариант по понятным причинам будет отвергнут, нас, скорее всего, попытаются спровоцировать на военные действия. Например, направив ВСУ уже не на Донбасс, а на Крым.

"Сила. Просто и ясно"

Разумеется, все эти варианты Москвой уже рассмотрены. И чтобы не доводить дело до вооруженного столкновения с войсками Украины, по сути, нанятыми США для решения своих геополитических проблем, в Кремле наверняка подготовлено встречное предложение, более реалистичное и деловое.

За возней вокруг "российских хакерских атак" все подзабыли, что во время предвыборной гонки Дональд Трамп не раз заявлял, что Китай представляет куда большую опасность для Америки, чем Россия. По крайней мере, с его точки зрения. Станет ли он предлагать нам союзнические отношения против Пекина в обмен на Украину и Сирию? Не исключено.

Но для нас КНР слишком важна, и на такую жертву мы вряд ли пойдем. Кремлю больше подходит роль посредника между двумя великими державами. Полагаю, мы предложим Дональду Трампу поделить мир "на троих", гарантируя друг другу невмешательство в чужие сферы влияния. G3 гораздо устойчивее, чем любые другие альянсы, которые возникали в последнее время. Три сверхдержавы должны взять на себя ответственность не только за экономические кризисы, но и за международную безопасность, борьбу с терроризмом, гуманитарные вызовы, экологию, договориться о совместных действиях по всем направлениям геополитики.

Новое глобальное мироустройство куда важнее и серьезнее, чем локальные проблемы в Сирии или на Украине. Надеюсь, у Владимира Путина есть аргументы, чтобы убедить в этом Дональда Трампа. А Дональду Трампу хватит ума понять, что взаимодействие полезнее конфронтации.

Выбор читателей