Россияне переключились на дешевую еду

Доля расходов на продукты питания в бюджете семей является основным показателем, по которому определяется уровень жизни населения. Чем больше своих расходов люди тратят на еду – тем меньше у них остается на другие нужды

Среднестатистический житель России тратит на продукты больше трети своих расходов, сообщает Росстат. В прошлом году потребительская активность россиян снизилась на 5%, при этом на самые дешевые продукты питания - картошку, лук, капусту и морковь – пришелся пик спроса. По мнению статистиков, это означает, что личная инфляция доходов граждан заметно превышает официальные данные.

Фото: Bernd Weissbrod/ Global Look

Доля расходов на продукты питания в бюджете семей является одним из основных показателей, по которому определяется уровень жизни населения. Чем больше своих расходов люди тратят на еду – тем меньше у них остается на другие нужды. В благополучных странах доля расходов на питание не превышает 15% общих затрат. В менее богатых странах люди тратят на еду почти половину всех своих расходов (40–50%).

Лидером рейтинга европейских стран по минимальной доле расходов на продукты питания (подготовленном РИА "Рейтинг") является Люксембург - жители тратят на покупку продуктов питания лишь 8,6% своих расходов. Далее следуют Нидерланды (10%) и Великобритания (11%). Менее 12% своих расходов тратят на продукты жители Дании, Австрии, Норвегии и Швейцарии. У жителей стран Восточной Европы максимальные расходы на продукты. Высока доля продовольственных расходов в Казахстане (43,8%), Молдавии (42,1%) и Белоруссии (39,1%). На последнем месте рейтинга находится Украина - 54%. Россия в этом рейтинге занимает 32-е место - по итогам 2015 года жители России тратили на еду 32% своих потребительских расходов (30,6% у РАНХиГС).

За последние три года доля продуктов питания и безалкогольных напитков в корзине товаров и услуг россиян увеличилась до 30,8%. При этом 11% расходов приходится на услуги ЖКХ, а 26,3% уходит на оплату прочих услуг, сообщается в февральском мониторинге экономической ситуации в России (подготовлен РАНХиГС, Институтом Гайдара и ВАВТ).

Расходы россиян на покупку одежды и обуви за последние шесть лет сократилась с 10,7% в 2010 году до 9,5% в 2015–2016-х. На алкоголь люди тоже стали тратить меньше - c 5,4% в 2012 году до 4,7% в 2015–2016 годах. Здесь неприятно совпали два фактора – рост акцизных ставок,  из-за которого подорожало спиртное,  и общее падение доходов.

Эксперт РАНХиГС Владислав Гинько считает, что доля продовольствия в расходах россиян соответствует среднемировому тренду. В странах Евросоюза этот процент меньше (в среднем составляет 17%), но это часто связано с тем, что в расходах доминируют такие услуги, как ЖКХ, транспорт, а также выплата банковских кредитов, полагает экономист.

Теперь немого о самых популярных у россиян продуктов – ими стали хлеб, крупы и овощи. Продовольственное эмбарго, падение рубля и снижение реальных доходов привели к росту цен на продуктовом рынке и переключили граждан на потребление самой дешевой еды.

Начиная с осени 2014 года в розничной торговле продуктами отмечается перекос потребительского спроса в сторону самых дешевых товаров, рассказал "Газете.Ru" эксперт РАНХиГС Сергей Хестанов. В 2016 году индикатор потребительской активности в 2016 году показал спад в размере 5% - это довольно большой показатель, считает экономист.

Высокие инфляционные ожидания у людей имеются, соглашается Владислав Гинько. Сейчас мы видим резко возросшее количество людей, покупающих почти всю свою продовольственную корзину только по специальным ценам и на акциях, добавляет эксперт.

В российских регионах доля продовольствия в структуре потребительских расходов может сильно различаться. Высокие расходы на продукты зафиксированы в Дагестане (58,7%), в Крыму (48,5%), Ингушетии (44,7%) и Бурятии (43,7%). Наименьшая доля таких расходов у жителей ХМАО (24,1%), в Ямало-Ненецком автономном округе (25,1%), в Татарстане и в Московской области (по 25,9%).

При этом на долю продуктовых расходов влияет не только общий уровень доходов населения, но и особенности ценообразования. К примеру, на Дальнем Востоке и Севере многие продукты (особенно овощи) дороже, чем в центральных и южных регионах, пояснила представитель ТПП Анна Вовк.

Выбор читателей