Итальянский журнал провел среди читателей опрос на тему: "Считаете ли вы возможным возрождение гладиаторских боев?". Итальянцы радостно предпочли кровавую забаву современным спортивным зрелищам
Как-то один из итальянских журналов провел среди своих читателей опрос на тему: "Считаете ли вы возможным возрождение гладиаторских боев?". И что вы думаете? Оказалось, что большинство итальянцев с удовольствием предпочли бы древнюю забаву современным спортивным зрелищам, например, футболу. Опрос проводился как среди мужчин, так и среди женщин в возрасте от 25 до 55 лет. Настоящий кровавый бой со львами, щитами, сетями и трезубцами хотели бы посмотреть 34% опрошенных; 20% высказались более осторожно, но и они один раз все же не прочь взглянуть на подобное мероприятие. 15% опрошенных заявили, что гладиаторские спектакли "являются приятным и вполне нормальным зрелищем, мало чем отличающимся от современных форм спортивной борьбы". И лишь 7% к подобной инициативе отнеслись отрицательно, поскольку посчитали, что такие спектакли не имеют ничего общего с современным миром. Видя, что интерес к гладиаторским боям по-прежнему будоражит воображение итальянцев, в стране открылись настоящие гладиаторские школы. Сегодня в Италии созданы спортивные организации, где полностью воспроизведены как обмундирование, так и правила боя, использовавшиеся в древнем Риме. Разумеется, современные гладиаторы друг друга не убивают. Но это пока...
Настоящие гладиаторские бои считаются историками одним из самых кровавых зрелищ в истории человечества. В их основе лежала религиозная мистическая идея. Согласно римским верованиям, подобные зрелища должны были умиротворить души умерших. Это было высшей честью, которую могли воздать знатному предку благодарные наследники. Не зря император Каракалла кратко и с римской прямотой сказал следующее: "Мы жертвуем живыми, чтобы накормить мертвых!"
В 264 году до н.э. на Коровьем рынке Рима во время поминок по Бруту Пере состоялся поединок трех пар гладиаторов (от латинского "gladius" – меч). Спустя полвека в память о дважды консуле Марке Эмилии Лепиде в сражении участвовали уже 22 пары гладиаторов. А в 105 году до н.э. гладиаторские бои были введены в число официальных публичных зрелищ. Вначале гладиаторами являлись военнопленные и приговорённые к смертной казни. В случае победы на полученные деньги можно было выкупить свою жизнь. Поставщиками гладиаторов были так называемые ланисты – эти люди отыскивали на невольничьих рынках физически крепких рабов, военнопленных и даже преступников, выкупали их, обучали, а затем сдавали в аренду всем желающим устроить гладиаторские бои. Кстати, по прошествии какого-то времени участники зрелищ начали сражаться не на смерть, а до первого ранения или даже до отказа одного из участвующих. Основную массу профессиональных бойцов составляли выходцы из гладиаторских школ. В Риме существовало 4 императорские школы: Большая, Утренняя (там готовили бестиариев – гладиаторов, сражавшихся с дикими зверями), школа Галлов и школа Даков. Среди римских аристократов стало модным иметь личных гладиаторов, которые, кроме участия в боях, еще и служили личными охранниками своих господ. Юлий Цезарь, например, содержал до 2 тысяч гладиаторов-телохранителей.
Не всегда гладиаторами становились рабы или военнопленные. Нередко граждане, отказавшись от свободы, вступали в гладиаторы в погоне за славой и деньгами. Самые лучшие бойцы получали солидные денежные призы от поклонников и устроителей боев, а также проценты от ставок в букмекерских конторах. Частенько римские зрители бросали на арену победителю деньги и драгоценности, а император Нерон даже подарил гладиатору Спикулу дворец. К тому же многие из известных бойцов давали всем желающим за хорошую плату уроки фехтования. Однако большую часть гладиаторов составляли рабы и преступники. Проданные в школу или приговоренные судом к арене, они после курса обучения, длившегося три года, должны были сражаться в цирке. Если гладиатору удавалось остаться в живых, то после еще двух лет обязательного пребывания в школе в качестве тренера или помощника ланисты он получал полное освобождение и восстанавливался в гражданских правах. А если принимал решение продолжить карьеру гладиатора, то оставался в разряде infames – "опозоренных".
В 63 году н. э. император Нерон издал указ, разрешающий участвовать в гладиаторских турнирах свободным женщинам. После него Поццуоли позволяет сражаться женщинам-эфиопкам. Император Домициано в 89 году выводит на арену гладиаторов-карликов. Для того, чтобы стать гладиатором, необходимо было принять присягу и объявить себя "юридически мертвым". У гладиаторов были свои законы. Первый – молчание. Бойцы объяснялись на арене жестами. Второй закон – полное соблюдение правил чести. Так, например, гладиатор, упавший на землю и сознающий свое полное поражение, был обязан снять защитный шлем и подставить горло под меч противника или же вонзить свой нож в собственное горло.
Гладиаторские бои проходили по-разному. Бывали поединки единичных пар, а иногда несколько десятков, а то и сот пар сражались одновременно. Порой на арене разыгрывались целые представления, введенные в практику массовых развлечений Юлием Цезарем. Так, за считанные минуты воздвигались грандиозные декорации, изображавшие стены Карфагена, а гладиаторы, одетые и вооруженные, как легионеры и карфагеняне, представляли штурм города.
Вне амфитеатра гладиаторы должны были соблюдать строгую диету и заниматься физическими упражнениями; жили они в специальных казармах. По убитым гладиаторам проводили панихиды и собирали их кровь, так как она считалась священной. Существовали самые различные поверья, связанные со смертью гладиаторов. Так, например, богатые невесты во время свадебной церемонии втыкали в свою причёску шпильки, смоченные кровью убитого гладиатора. Считалось, что это сопутствует счастливой семейной жизни.
Многие образованные люди того времени были горячими поклонниками гладиаторских боев. К числу "фанатов" принадлежали, например, Плиний и Тацит. Цицерон считал: "людям полезно видеть, что рабы могут мужественно сражаться. Если даже простой раб может проявлять мужество, то какими же должны быть римляне? Кроме того, игры приучают воинственный народ к виду убийства и готовят его к войне". И лишь философ Сенека активно ратовал за запрещение подобных забав.
С распространением христианства отношение к зрелищам стало меняться. Гладиаторские бои под давлением христиан были запрещены, а цирки стали использовать в качестве общественных трибун.