Напишите шестой акт "Ревизора"!

Тема образования вновь стала одной из самых обсуждаемых в обществе. Мы говорим о качестве преподавания, о необходимости создания профильных учебных заведений и введения 12-летнего обучения…

Тема образования вновь стала одной из самых обсуждаемых в российском обществе. Мы опять говорим о качестве преподавания в ВУЗах, о необходимости создания профильных учебных заведений и введения 12-летнего обучения в школах. Министр образования превратился в достаточно заметную политическую фигуру и регулярно выступает с программными заявлениями и интервью. Такое внимание к "разумному, доброму, вечному" кажется знакомым… Вспомните: конец восьмидесятых также ознаменовался резким всплеском интереса к проблемам образования. Правда, тогда главным был вопрос о том, как воспитать свободного человека и гражданина демократического государства. Фамилии учителей-новаторов были известны не хуже, чем имена голливудских звезд: Амонашвили, Щетинин, Ямбург, Тубельский.

Потом был распад СССР, и рухнувшая империя погребла под своими обломками многие начинания. Кандидаты наук мотались за ширпотребом в Турцию, а банки создавали в основном братки с бритыми затылками. Что уж говорить о ценности дипломов ВУЗов и школьных аттестатов! Теперь же ситуация изменилась: дети тех, кто безо всяких "корочек" начинал бизнес с торговых ларьков, заговорили о необходимости получения качественного образования.

Что учителя могут предложить сегодня молодым людям, мечтающим об успешной карьере? Кто встречает наших детей в классах? Чем должно заниматься государство для поддержания и развития системы образования? Обо всем этом мы беседуем с одним из самых знающих людей. Человеком, у которого есть СВОЯ школа. В официальных документах она значится под № 734. Для всех остальных это школа Тубельского.

Справка "Yтра".
Тубельский Александр Наумович, родился в 1940 году.
Генеральный директор Научно-педагогического объединения "Школа самоопределения", кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель России, президент Ассоциации инновационных школ и центров. Будучи директором московской школы № 734, он еще с 70-х гг. ХХ века начал внедрять экспериментальные программы обучения. Педагоги школы одними из первых в стране стали активно применять методику творческого образования. А.Н.Тубельский является соавтором концепции реформы школы (1988 г.), автором "Положения об экспериментальных площадках в образовании", организатором фестивалей инновационных школ. Школа под руководством Тубельского стала лауреатом Премии президента в области образования.

"Yтро": Александр Наумович, наверное, можно поздравить учащихся и их родителей не только с началом нового учебного года, но и с тем, что у них есть богатый выбор школ и других учебных заведений…

А.Н.Тубельский: Ну, да: вариативное образование, и так далее. И не столько внутри школы, сколько среди школ. Есть школы с углубленным изучением иностранных языков, есть физико-математические, есть технические и т.п. В принципе, концепция модернизации, которая принята правительством, направлена на превращение старшей школы (после 9-го класса) в школу профильного обучения. Суть идеи заключается в том, чтобы человек мог лучше подготовиться к выбору профессии.

"Yтро": Ну и прекрасно! Человек учится планировать будущее, свою карьеру. Школа – ВУЗ - хорошая работа - вот ступеньки на пути к социальной реализации.

А.Н.Тубельский: Мне и коллективу, в котором я работаю, ближе идея не профильного обучения, а индивидуального. Иными словами, чтобы каждый ученик мог учиться по индивидуальному плану. Речь идет не о подготовке к будущей специальности: далеко не каждый в 14 лет может выбрать профессию на всю жизнь и дальше заниматься только этим. Я сам неожиданно стал педагогом, а готовился к совсем другой профессии... Наша школа создает условия, чтобы помочь каждому ребенку составить образ своего "Я". "Я" - это возможности, умения, "дефициты" (то, чего не хватает). Построить адекватное "Я" - задача гораздо более широкая, чем получение просто профессиональной подготовки. Именно это мы и пытаемся делать. Мы – это ребята, психологи, педагоги. С нашей помощью ученики выбирают предметы, мастерские, спецкурсы, лаборатории, которые помогут им построить свое настоящее "Я".

"Yтро": Подождите, но ведь закончив школу, ваши ученики будут куда-то поступать…

А.Н.Тубельский: Мы не за профилизацию как таковую, а за индивидуализацию. Дело ведь не в изучаемых предметах, а в том, чтобы индивидуальность ребенка раскрывалась ему самому. Сегодня довольно распространена практика, когда школа заключает договор с каким-то ВУЗом, чтобы его профессура читала лекции. Мне это неинтересно. Хотя я понимаю, что есть особо одаренные ребята, их надо собирать в специальных школах, но только особо одаренных.

Меня тоже пытаются привлечь к ВУЗам и часто спрашивают об этом. Приходится объяснять, что у нас несколько иной подход. Главная идея – саморазвитие и индивидуальность. Поймите, если я скажу, что мы связаны, например, с МАИ, ученики будут делать вид, что готовятся к учебе в МАИ, при этом многим из них придется наступать на горло собственной песне. Принцип нашей методики самоопределения: мы (учителя) помогаем тебе (ученику) понять себя, твою направленность, а дальше двигайся сам.

"Yтро": Будь я родителем, вряд ли я смог бы оценить Ваш метод…

А.Н.Тубельский: Мы не просто объясняем родителям нашу позицию, а вот уже два года для мам и пап будущих первоклассников проводим двухдневный семинар. Мы им лекций не читаем, Боже упаси! Просто погружаем их в учебные занятия, чтобы они поняли, чем наша школа отличается от других. Например, мы просим составить закон о правах учащегося, а потом обсуждаем проекты. Еще пример из русской словесности: у Гоголя "Ревизор" заканчивается немой сценой, а теперь, пожалуйста, придумайте, что будет после немой сцены, НАПИШИТЕ ШЕСТОЙ АКТ "РЕВИЗОРА"! В результате человек может соотнести свои ценности, ценности своего ребенка с тем, что делается в школе…

"Yтро": Но ведь это естественно – попытаться построить для ребенка некое будущее, четко все распланировать: сегодня ты делаешь то-то и то-то, завтра получаешь вот это…

А.Н.Тубельский: Но разве мы можем прочертить путь ребенка, исходя из собственного видения? Мир меняется, мы не знаем, в каком обществе будет жить ребенок через 10-20 лет. К чему тогда мы его готовим? К тому обществу, о котором ничего не знаем? Нет. Мы должны готовить их к ситуации социальной неопределенности, когда понадобится профессиональная мобильность. Какой смысл втолковывать истины прошедшей эпохи, мы-то сами жили в другом обществе, и оно разрушилось, разрушились цели, идеалы, разрушились многие взгляды?! Мы не можем не понимать, что растет другое поколение, которому не нужно догматическое преподавание. Вот почему я выступаю против стандартов образования. Многие пытаются при помощи именно этих стандартов смоделировать будущую жизнь человека, на что права не имеют. Мы и раньше не имели на это права, когда строили светлое будущее, а сейчас тем более. Немногие это осознают.

"Yтро": То есть Вы в принципе против государственных образовательных стандартов? А как же гарантия качества образования?

А.Н.Тубельский: Стандарты - это то, чем ведомства постоянно дурачат людей. Их любимая фраза: "Ваше конституционное право на образование защищено государственными стандартами". Но… Да хоть ты самый шикарный стандарт придумай и напиши, устрой комиссии зависимые-независимые, изобрети системы оценок – ничего не произойдет. В системе образования очень многое определяет учитель. А он учит только тому, чему может. Как только он начинает учить тому, чего не умеет – получается не учеба, а вред и ребенку, и самому учителю. Никакого преподавателя с помощью стандарта не проверишь, потому что когда закрывается дверь класса, никто не узнает, что он там несет. Совесть учительская должна быть, творчество - вот что должно быть главным стандартом.

Сейчас есть и положительные тенденции. Наконец-то появилась возможность для каждой школы искать свои пути, создавать свои планы и так далее. Что, хуже стало образование? Нет! Хотя реально видишь, что материальное положение учителя ухудшилось. А вместо того, чтобы поддерживать учителей, мы снова слышим сладкие речи про стандарты.

"Yтро": Но вот Дума в первом чтении рассмотрела проект закона "О государственных образовательных стандартах"...

А.Н.Тубельский: Общественности пора обеспокоиться, потому что как только будет принят этот самый стандарт, дети будут одинаковые, что приведет к множеству конфликтов. Наши дети очень разные, и у каждого из них есть индивидуальные особенности. Многие просто не в силах освоить стандарт. Ведь никто не проверял, точно ли все дети смогут освоить предлагаемый набор знаний. Еще раз подчеркну: нам надо пытаться экспериментировать. Многие страны сейчас отказываются от стандартов, подобных тем, что обсуждаются в Думе. Например, есть немецкая система "продакшн ленинг". Ребенок с определенного возраста работает, он пристроен к делу, которое ему нравится. Естественно у него возникают какие-то вопросы, он два дня в неделю приходит в школу, и там ему помогают учителя разобраться. Есть и другие варианты. Важна суть: гражданскому обществу нужны индивидуальности.

Интервью подготовил Денис Хилтунен.


Выбор читателей