Капиталы побежали в Россию

Стремительный рост положительного сальдо платежного баланса РФ проходит, как нетрудно догадаться, по разделу торговли и обеспечен сверхвысокими ценами на нефть...




Центробанк опубликовал оценку платежного баланса России за январь-июнь 2003 года. Положительное сальдо по текущим операциям составило $21,3 млрд: это почти в полтора раза, точнее, на 46% больше, чем в первом полугодии прошлого года ($14,6 млрд.) и на 29% – чем во втором полугодии ($16,5 млрд.); за первые шесть месяцев текущего года нетто-выручка России от финансово-экономических сношений с остальным миром превысила две трети ее объема за весь 2002 год. При этом баланс текущих операций по разделам "услуги" и "инвестиционные доходы и оплата труда" практически не изменился. По услугам он вообще равен среднему значению за два предыдущих полугодия – минус $4,5 млрд (в I и II полугодии 2002 года – в минусе соответственно $4,0 млрд и $5,0 млрд). Баланс оплаты труда достаточно стабилен в принципе и, к тому же, крайне мал – порядка $0,1 млрд в полугодие (так же мал – плюс/минус $0,2 млрд – и не может влиять на общую картину баланс текущих трансфертов). Что же касается инвестиционных доходов (проценты, дивиденды), то они в силу естественных причин подвержены большей дисперсии, но опять-таки, если данные за январь-июнь с.г. сопоставлять со средним значением за первое и второе полугодие 2002 г., то цифры оказываются достаточно близкими: -$2,9 млрд против -$3,2 млрд.

Стремительный рост положительного сальдо платежного баланса РФ проходит, как нетрудно догадаться, по разделу торговли и обеспечен сверхвысокими ценами на нефть. Сальдо торгового баланса в первом полугодии 2003 г. достигло $28,5 млрд по сравнению с $20,6 млрд за аналогичный период прошлого года (118% приращения счета текущих операций): экспорт увеличился с $47,7 млрд до $61,2 млрд, импорт – с $27,1 млрд до $32,7 млрд. Кстати, объем импорта оказался меньше, чем во втором полугодии 2002 года ($33,85 млрд). Главную роль в этом сыграл, видимо, сезонный фактор; вместе с тем, нелишне будет отметить действие противоположных тенденций: удорожание в долларовом эквиваленте импорта из стран "зоны евро", а также расширение поставок из других регионов (вследствие усиления рубля по отношению к доллару) в существенной мере нейтрализуется замещением европейских товаров отечественной продукцией.

Весь российский экспорт можно разбить на две большие группы: углеводороды (нефть, нефтепродукты, природный газ) и "прочие" товары. Доля первой группы в структуре внешних поставок возросла в январе-июне 2003 г. до 56,7%. Если реализация "прочих" товаров не имеет последние полтора года четко обозначенной тенденции ни к росту, ни к падению (ее полугодовой объем составил последовательно $23,0 млрд, $28,1 млрд и $26,5 млрд), то экспорт углеводородов растет как в физическом, так и, разумеется, в стоимостном выражении: $24,7 млрд, $31,4 млрд, $34,7 млрд за три последних полугодия (в том числе сырая нефть – $12,2 млрд, $16,8 млрд, $17,5 млрд).

Наиболее высокие цены на нефть наблюдались, как известно, с конца прошлого по март нынешнего года в связи с неопределенностью развития ситуации вокруг Ирака и вспыхнувшей в декабре всеобщей забастовкой в Венесуэле. В первом квартале с.г. (при средней цене на российскую нефть почти $30 за баррель) выручка отечественных экспортеров нефти и нефтепродуктов составила рекордные $12,8 млрд. Во втором квартале она уменьшилась, но не сильно – до $11,8 млрд, то есть приблизительно до уровня III-IV кварталов 2002 года. Упавшие было после победы англосаксов в Ираке нефтяные цены вновь заметно поднялись, чему способствовал целый ряд факторов (неудачи в восстановлении экспорта иракской нефти, некоторое оскудение мировых запасов и т.д.). Прогнозировать динамику цен до конца года крайне сложно, однако, по всей видимости, их обвала ниже отметки $20 за баррель, что предрекали некоторые эксперты, в этот период не произойдет. Более того, теперь аналитики склонны считать, что стоимость барреля нефти будет ближе, скорее, к верхнему, нежели к нижнему порогу "ценового коридора" ОПЕК ($23-28). В этом случае счет текущих операций России во втором полугодии если и не повторит нынешних достижений, то все-таки сохранится на довольно высоком уровне.

Сухие цифры платежного баланса дают, между тем, ответ на вопрос, куда же в итоге девается заработанная страной валюта. Чистый ввоз капитала частным сектором составил в январе-июне с.г. $2,6 млрд. Обратившись к балансу текущих операций, получаем в сумме $23,9 млрд – это как раз те деньги, которые "оприходовало" государство. Иностранные активы федеральных органов управления возросли на $1,4 млрд, а обязательства снизились на $6,8 млрд; на $0,1 млрд уменьшились внешние обязательства субъектов РФ. Итого – $8,3 млрд; остальные $15,6 млрд пошли на увеличение международных резервов. Прирост в первом полугодии официальных резервов России составил в действительности еще большую сумму (за счет подорожания той небольшой их части, что номинирована в евро) – $16,64 млрд, или до $64,43 млрд.

Нетто-приток капитала в негосударственном секторе следует признать весьма знаменательным явлением. Ранее оно наблюдалось лишь во втором квартале 2002 г., притом что в целом за прошлый год из страны "вчистую" уплыло $9,3 млрд, в том числе $4,7 млрд за четвертый квартал. Правда, нынешняя обратная тенденция обеспечена исключительно банками: за январь-июнь с.г. их иностранные обязательства возросли на $3,0 млрд, а активы уменьшились на $1,8 млрд. Таким образом, из ввезенных $4,7 млрд (0,1 млрд – погрешность, набегающая за счет округлений) три четверти пришлось на последние три месяца; а вообще, положительное сальдо ввоза-вывоза капиталов банками отмечается уже пять кварталов подряд.

В нефинансовом секторе иностранные обязательства возросли на $6,8 млрд, но увеличились также активы – на $4,1 млрд (с учетом домашних хозяйств). Примечательно, кстати, что по такой позиции как "своевременно не полученная экспортная выручка и не поступившие товары и услуги по оплаченным импортным контрактам" прирост активов был равен $5,2 млрд (примерно столько же, сколько за аналогичный период прошлого года), тогда как на все прямые и портфельные инвестиции за рубежом пришлось всего-навсего $0,2 млрд против $1,4 млрд и $1,8 млрд соответственно в первом и втором полугодии 2002 года. При этом в Россию за первые шесть месяцев с.г. пришло $2,3 млрд прямых иностранных инвестиций (в 1,8 раза больше, чем в среднем за полугодие 2002 г.) и $0,3 млрд – портфельных (в 4,7 раза меньше); еще $4,2 млрд прироста иностранных обязательств составили ссуды и займы. В целом же объем привлекаемых из-за рубежа нефинансовым сектором как инвестиций, так и кредитов сохранился на уровне предыдущего года. Зафиксированный в итоге чистый приток капитала в этом секторе в размере $2,7 млрд связан не только с резким падением внешней инвестиционной активности российских предпринимателей, но и с началом (пока еще робким и неустойчивым) процесса дедолларизации экономики – сокращение наличной иностранной валюты в обращении оценивается в $2,0 млрд. Однако такой приток отражает движение финансовых средств только по легальным каналам.

Общеизвестно, что строка платежного баланса "чистые пропуски и ошибки" скрывает неучтенные капитальные операции нефинансового сектора. В первом полугодии текущего года они составили $4,7 млрд. Таким образом, на самом деле имел место чистый вывоз капитала в размере $2,1 млрд (с учетом погрешности округлений). Это, впрочем, существенно меньше, чем за аналогичный период 2002 г. ($3,1 млрд), а уж тем более – чем за его второе полугодие ($9,1 млрд). Если же говорить о негосударственном секторе в целом, то, как уже подчеркивалось, перелом ситуации налицо: капиталов в Россию теперь прибывает больше, чем эмигрирует.

Выбор читателей