В России опять не знают, куда девать деньги

Шумиха вокруг НДС затеяна не для того, чтобы улучшить инвестиционный климат в стране и дать толчок экономическому росту. Цель состоит в другом: показать, кто в доме хозяин, кто тут самый либеральный и принципиальный




Михаил Фрадков, изначально именовавшийся в экспертных кругах исключительно "техническим премьером", похоже, скоро может заслужить новое прозвище – "принципиальный". Так, несмотря ни на какие экономические и арифметические доводы Германа Грефа он настаивает на необходимости и возможности удвоения ВВП страны к 2010 г., причем в последнее время ни Греф, ни Кудрин с ним даже не спорят на эту тему. А теперь к принципиальным задачам российского правительства с легкой (или, скорее, тяжелой) руки Михаила Ефимовича, похоже, прибавится снижение НДС с 18 до 13%. Эту задачу премьер выдвинул еще в начале года, но тогда экономические министры единым фронтом дали ему отпор: дескать, не время. Фрадков отступил, и Алексей Кудрин заявил во всеуслышание, что эта тема закрыта "по крайней мере, до 2008 года". Однако на то Фрадков и принципиальный премьер, что от своих идей не отказывается: выждав паузу, он решительно вернулся к теме снижения НДС в начале октября, настояв на ее включении в среднесрочную программу работы правительства. Таким образом, есть основания полагать, что НДС таки будет снижен на 5% с 1 января 2007 года. Однако дискуссия по этому поводу продолжается.

По идее, снижение НДС укладывается в общую канву политики правительства по уменьшению налогового бремени на бизнес. На заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству, состоявшемся 30 сентября, предприниматели подняли вопрос о снижении НДС именно до 13%, убедившись, что их расчеты на либерализацию налогового администрирования пока не оправдываются (об этом ниже). Так что Фрадков всего лишь поддержал их требования. К тому же эта идея нашла широкую поддержку и у двух "россий" – "Единой" и "Деловой", договорившихся недавно о тесном сотрудничестве, причем лидер "Единой" Борис Грызлов заявил о намерении его партии помочь правительству разработать обоснование для снижения НДС с 2007 года. Эксперты полагают, что поддержка Грызлова может обеспечить Фрадкову перевес над альянсом Грефа–Кудрина.

Весьма примечательным стал тот факт, что инициативу премьер-министра поддержал советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов, который в последнее время, как правило, остро критикует политику правительства. Причем Илларионов пошел еще дальше, заявив: "С моей точки зрения, правильным является полная отмена НДС". Ну, уж это он, конечно, хватил через край! Как тут отменишь НДС, когда экономические ведомства – МЭРТ и Минфин – по-прежнему против даже снижения его ставки менее чем на треть? В ведомстве Грефа еще как-то принимают саму идею снижения НДС, но не столь радикально: только до 15-16%. А Алексей Кудрин по-прежнему убежден, что любое снижение сейчас нецелесообразно. "Наша страна находится в состоянии войны с международным терроризмом, и фронт пролегает по Северному Кавказу. Это требует дополнительных усилий и расходов, – поясняет Кудрин свою позицию. –Страны, находящиеся в таком военном конфликте, не часто решаются на существенное, глубокое снижение налогов". К тому же, глава Минфина призвал задуматься и о цене сокращения НДС для бюджета – ведь очевидно, что денег в него будет поступать меньше. По словам Германа Грефа, снижение НДС в сочетании с применением механизма ускоренного его возврата "дает около 0,5 трлн руб. выпадающих доходов".

В этой связи Кудрин назвал два варианта возможных действий правительства. Наиболее очевидный – это сокращение госрасходов, то есть, практически неизбежное "сдерживание или сокращение прироста социальных обязательств государства". Это "ответственный путь, по которому идут все другие страны, когда принимают решение о снижении налогов", – отметил Кудрин. Однако насколько Россия готова по нему идти – большой вопрос. Есть и другой путь: "рассчитывать не на снижение государственных расходов, а на рост цен на нефть". Снижая НДС, можно повысить расчетную цену на нефть в среднесрочном прогнозе социально-экономического развития страны (с $34-35 до, скажем, $40 за баррель). А можно поднять ценовую планку для направления средств от продажи нефти в Стабилизационный фонд (еще на $5-7 за баррель, хотя ранее правительство уже приняло решение повысить с 2006 г. цену "отсечения" денег в Стабфонд с $20 до $27 за баррель). Однако, по словам Кудрина, нужно понимать, что все эти меры "носят абсолютно инфляционный характер" и неизбежно отложат "достижение наших целей по инфляции", да к тому же мы "можем получить дополнительное укрепление рубля", что также нежелательно сейчас.

Одним словом, Минфин против снижения НДС. Кудрин, конечно, пообещал "еще раз взвесить все факторы" и представить в правительство свои предложения относительно перспектив снижения налога. Однако замминистра финансов Сергей Шаталов в интервью "Времени новостей" недавно озвучил позицию своего ведомства более категорично: "Мы по-прежнему резко возражаем против такого снижения. Снижать налоговую нагрузку можно и нужно, но важно делать это разумно".

Однако все аргументы экономических ведомств как-то не очень воспринимаются. Ситуация для снижения налога в высшей степени благоприятная: цены на нефть – огромные, профицит бюджета растет, Стабилизационный фонд – тоже. Почему же лидеры экономического блока так противятся снижению НДС, даже рискуя быть обвиненными в саботировании налоговой реформы и процесса улучшения инвестиционного климата в стране? Во-первых, потому, что убеждены в неэффективности этой меры для стимулирования экономики. В частности, Шаталов полагает "абсолютно наивным" убеждение, что уменьшение ставки НДС приведет к снижению цен или будет способствовать оживлению инвестиционной активности. И действительно, НДС – налог косвенный, и оплачивают его покупатели. Снижая его ставку, мы способствуем не экономическому росту, а увеличению потребительского спроса (который в России и так уже опережает темпы роста производства, стимулируя импорт). Во-вторых, потому, что реально этого снижения никто и не заметит: "косвенные налоги, особенно при эластичном спросе, не слишком обременительны для бизнеса и для рядовых потребителей", – подчеркивает замминистра. Минфин выступает против снижения НДС еще и потому, что этот налог является "страхующим механизмом" пополнения бюджета на тот случай, если на мировых рынках произойдет что-то непредвиденное, например, падение цен на нефть, и сократятся прибыли компаний. "Именно поэтому НДС во всех странах достаточно высокий, – отмечает Сергей Шаталов. – Посмотрим на Европу, особенно на Восточную Европу, где ставки НДС на уровне 22-25%: там наблюдаются нормальное развитие и хорошие темпы экономического роста".

Таким образом, контраргументы у противников снижения НДС достаточно весомые. Рассмотрим теперь, что они предлагают взамен. Их основной тезис заключается в следующем: для активизации экономического роста нужно снижать не косвенные, а прямые налоги. "Если смотреть на роль прямых и косвенных налогов, то мы, безусловно, отдаем предпочтение сокращению налоговой нагрузки за счет прямых налогов", – говорит Сергей Шаталов. И отмечает, что "сейчас большинство государств, которые заинтересованы в снижении налоговой нагрузки и придании дополнительного импульса экономическому росту, тоже смотрят на прямые налоги. Отсюда такая живая дискуссия по снижению и введению единой ставки подоходного налога, а также по снижению ставки налога на прибыль. Именно в этом направлении, на наш взгляд, нужно искать решение".

Кроме того, Алексей Кудрин призывает бороться с "теневыми налогами" – незаконными поборами, которыми облагают бизнес преступные группировки и коррумпированные органы власти. "Мне кажется, мы недостаточно усилий в этом направлении прикладываем, – подчеркнул глава Минфина. – Если мы будем снижать отдельные легальные налоги, но не будем снижать налоги коррупционные, то результат от снижения легальных будет минимальный или нулевой". Есть также предложение компенсировать снижение (или вовсе заменить) НДС налогом с продаж (оно зародилось в околопрезидентских экспертных кругах). Однако Минфин высказывается против такого решения проблемы. "Сегодня мы собираем за счет НДС более 1 трлн рублей. Это сальдо с учетом всех вычетов. Налог с продаж давал нам в лучшие годы около 60 млрд руб. – объясняет Шаталов. – Если предположить, что его собираемость останется на том же самом уровне, то для компенсации отмены НДС ставку налога с продаж нужно вводить на уровне 70-80%. Мне очень хочется посмотреть на того политического деятеля, который выйдет с таким предложением. Такое предложение повлияло бы на цены немедленно".

Другие, например, та же "Деловая Россия", полагают необходимым – если уж говорить о снижении налогов – уменьшить ставку ЕСН. Несмотря на то, что "Деловая Россия" активно поддерживает идею снижения НДС, это по-прежнему рассматривается как первоочередная мера в области налоговой политики.

Что касается самого НДС, то в Минфине полагают необходимым не снижать его ставку, а работать над улучшением его собираемости, схемами уплаты и учета плательщиков. Тут звучат такие предложения, как единая ставка налога, общая база данных о плательщиках и нарушителях налоговой дисциплины, фиксация НДС на платежных поручениях и другие технические новшества, которые могут значительно улучшить ситуацию. Впрочем, хотя законопроект о совершенствовании налогового администрирования уже разработан и готов ко второму чтению, к нему есть серьезные претензии. В частности, в РСПП считают, что он недостаточно защищает предпринимателей от "налогового терроризма".

В целом же, возвращаясь к НДС, можно сказать, что картина получается довольно странная. Предлагая снизить ставку налога, премьер-министр разыгрывает несвойственную ему тему либерализации налоговой системы, ставя своих оппонентов-либералов Грефа и Кудрина в позицию консерваторов. Но при этом он не рискует своими принципами, поскольку предлагает меру, по сути, малоэффективную с точки зрения реальной экономики (а для стабильности бюджетно-финансовой ситуации – потенциально опасную). Возникает предположение, что шумиха вокруг НДС затеяна не для того, чтобы реально улучшить инвестиционный климат в стране и дать толчок экономическому росту. Возможно, цель состоит в другом: показать, кто в доме хозяин, кто тут самый либеральный и принципиальный. Кстати, в последнее время обозреватели отмечают усиленную работу Михаила Фрадкова именно по части укрепления своих позиций и улучшения имиджа: тут и частые визиты за рубеж, и турне по российской "глубинке", и показательные выступления на заседаниях правительства в новом – "принципиальном" – образе. В общем-то, ничего плохого в этом нет: используя полную поддержку президента, Фрадков гнет свою экономическую линию, подразумевающую обуздание экономики государством, в частности, усиление государственного присутствия в ТЭК, а также показательное стимулирование инвестиций. Однако отдельные идеи – такие, как удвоение ВВП любой ценой или выполнение обещания об уменьшении налоговой нагрузки на бизнес через снижение НДС – выглядят все же как своего рода "перегибы". Ну да России к ним не привыкать!

Выбор читателей