Трудно быть кандидатом

Что важнее на выборах - личная харизма или профессионально построенная кампания? Российский, да и мировой опыт дают однозначный ответ в пользу второго. А выборы в Мосгордуму лишь подтверждают его


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Что важнее на выборах - личная харизма или профессионально построенная кампания? Российский, да и мировой опыт дают однозначный ответ в пользу второго. А выборы в Мосгордуму лишь подтверждают его. Эксперты полагают, что региональные кампании, подобные выборам в МГД, проливают свет на нюансы предстоящей в 2016 г. борьбы за места в Госдуме. Они уверены: успеха добьется лишь тот, что сумеет по-настоящему изучить избирателей "на местах" и дать конструктивный ответ на их запросы.

"Люди хотят голосовать за знаменитостей, а не за политиков – это общемировое явление", - этот тренд констатировал еще в 2011 году, по итогам выборов в Госдуму политолог Сергей Марков. Действительно, список депутатов текущего созыва ГД пестрит известными именами: звезда сериалов и журнала Playboy Мария Кожевникова, актеры Людмила Максакова и Владимир Машков, певец Иосиф Кобзон, директор санкт-петербургского музея "Эрмитаж" Михаил Пиотровский, боксер Николай Валуев и теннисист Марат Сафин. Подобных примеров немало и в мировом опыте: достаточно вспомнить "двукратных" губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера и президента США Рональда Рейгана, имевших за плечами помимо политической еще и актерскую карьеру.

Не стали исключением из общей тенденции и выборы в Московскую городскую думу. Здесь в гонке участвуют актер Леонид Ярмольник и певица Надежда Бабкина. Как и всегда, выход популярных звезд на политическую арену ставит вопрос, важный для понимания политических реалий и настроений избирателя: за кого голосуют люди - за известное имя или все же за работу, проделанную кандидатом и его командой? Исторические примеры подтверждают, что одной харизмой в политике не обойтись. Так, практически все "звезды" Госдумы шли на выборы под партийными флагами - главным образом "Единой России". От той же партии выступает сейчас в Москве и Надежда Бабкина, имеющая стабильный и достаточно высокий рейтинг.

У Леонида Ярмольника дела идут несколько хуже. По данным исследований независимого агентства маркетинговых и социологических исследований MAGRAM, антирейтинг актера превысил уровень его поддержки избирателей. "По данным исследования за неделю до выборов избиратели 43-го округа в равной степени готовы отдать свои голоса как за Веру Шастину, так и за Леонида Ярмольника, но при этом доля тех, кто ни при каких обстоятельствах не проголосовал бы за Леонида Исаковича выше, чем аналогичный показатель у Веры Ростиславовны", - констатирует директор департамента социально-экономических исследований MAGRAM Мария Любимова.

В чем причина такого феномена? "Безусловно, в силу высокой известности и публичной активности Ярмольник знаком практически всем жителям не только 43-го округа, но и всей страны, - отмечает эксперт. - Тем не менее Шастина В.Р., по роду своей деятельности не связанная с публичными мероприятиями, тоже широко известна жителям округа, что можно объяснить ее активной полевой избирательной кампанией. Вера Ростиславовна активно работает с населением, выступает на местном телевидении, участвовала в дебатах". Одним словом, если Вера Шастина вела кампанию по традиционным партийным принципам, то активности со стороны "Гражданской платформы", поддержавшей Ярмольника, наблюдалось крайне мало. Более того, еще на прошлой неделе партия заявила о том, что подумывает снять всех своих кандидатов с предвыборной гонки.

Глава Центра политический технологий Игорь Бунин также отмечает, что избиратель был сбит с толку изменчивой позицией актера: в ходе праймериз он ассоциировался скорее с властями, а затем взял на вооружение оппозиционную риторику. "Нельзя победить на том, что ты просто актер. Надо обязательно находить своего избирателя, опекать его, чтобы тебя поддерживали, - отмечает глава ЦПТ. - Ясно, что он допустил ошибку, связанную с этими шатаниями от власти к оппозиции. Такое противоречие невозможно. Как в сумасшедшем доме: если ты уже стал Наполеоном, то будь Наполеоном до конца".

Из курьезов региональных кампаний политологи делают далеко идущие выводы на 2016 год, ведь половина Госдумы, впервые с 2003 года, будет снова формироваться по одномандатным округам. Наиболее выигрышной стратегией они считают так называемую "политическую локализацию". "Кандидат вынужден искать пути взаимодействия не с абстрактными избирателями, а с жителями конкретного региона или района", - цитирует издание полит.ru опубликованный в понедельник доклад фонда "Петербургская политика".

Авторы исследования полагают, на выборах в одномандатных округах политическим силам следует делать ставку на локальных лидеров общественного мнения, пусть даже они не всегда являются союзниками партии власти. В обществе же сформировался устойчивый запрос на "эффективного представителя-управленца, обладающего значимым опытом социального проектирования на территории". Более того, общество будет в меру своих сил сопротивляться внедрению на локальную территорию человека извне - каким бы эффектным ни был его личный образ.

Выбор читателей